1. Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;
2. Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;
3. Продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
4. Развивать речь детей; формировать умение обосновывать свой ответ;
5. Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников;
6. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе.
Наблюдения на прогулках за птицами, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, сказок, стихов, загадок, примет. Игры: развивающие, дидактические, подвижные; изготовление кормушек, скворечников с родителями, изготовление масок к подвижным играм, изодеятельность.
Глобус, карта, аудиозаписи «Голоса птиц в природе», художественная и познавательная литература, иллюстрации, открытки, календарь наблюдений, игры разного вида, модели птиц для выявления отличительных признаков.
- наглядные (наблюдение за птицами в разное время года, рассматривание иллюстраций);
- словесные (беседы, чтение стихов, сказок, составление рассказов из личного опыта);
- практические.
Ожидаемые результаты: повышение уровня экологических знаний и практических умений по данному направлению.
Месяц неделя | тема | Цель, задачи | Форма организации | Материал и оборудование |
Сентябрь | Беседа на тему «Что мы знаем о птицах» | Выявить уровень знаний детей по теме | Совместная деятельность | |
| «Птицы водоёма» | Расширить знания детей о приспособительных особенностях водоплавающих птиц. | Совместная образовательная деятельность «Ребёнок и окружающий мир» | |
| П/и «Ворона» | Разучить с детьми новую игру народов Севера | Совместная деятельность | Пособие с подробным описанием игры |
Октябрь | «Птичий двор» | Расширить и конкретизировать знания детей о домашних птицах и их детёнышах (куры, гуси, утки, индейки) | Совместная деятельность, составление коротких описательных рассказов. | Иллюстрированное методическое пособие «Разнообразие животного и пернатого мира» |
| Н/п игра «Пирамидки. Птицы в природе | Развивать умение устанавливать последовательную зависимость состоящую из нескольких звеньев экологической пирамиды. | Настольно печатная игра | Кубики с изображением солнца, земли, деревьев, цветов, мошек, лягушек, рыб, птиц(снегирь, дятел, синица, курица) |
| Разработка календаря наблюдений за птицами | Привлечение детей к совместной деятельности | Совместная деятельность | Ватман, фломастеры, условные обозначения |
Ноябрь | Как птицы к зиме готовятся | Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы | Совместная деятельность. «Ребёнок и окружающий мир» | Глобус, карта, иллюстрации, конспект занятия |
| Работа с календарём наблюдений за птицами | Развивать наблюдательность | Прогулка, совместная деятельность | Календарь наблюдений за птицами |
Декабрь | «Пернатый мир томской области» | Познакомить детей с особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц, формировать бережное отношение к птицам | Совместная образовательная деятельность «художественная литература» чтение сведений о кедровке, белой сове, белой куропатке | Конспект, пособия с изображением птиц. |
| «Зимующие птицы» | Познакомить с конкретными видами птиц своей местности, с характерными особенностями внешнего облика | Совместная образовательная деятельность | Конспект, фотоиллюстрации. |
| Акция «Птичья кормушка» | Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, вызвать желание помочь птицам. | Работа с родителями, индивидуальные беседы. | Фотоальбом с кормушками, алгоритмы изготовления кормушек. |
| Развлечение «Загадки Деда Мороза о зимующих птицах» | Уточнить и конкретизировать знания детей о птицах. | Развлечение | Сценарий развлечения |
Январь | Птичья столовая | Расширить знания детей об особенностях питания птиц | Прогулка, развешивание кормушек | Кормушки, изготовленные родителями совместно с детьми, корм. |
| Д/и «Кто чем питается» | Уточнить и конкретизировать знания детей о питании птиц | Дидактическая игра | Картинки с изображением птиц возле кормушек. |
Февраль | Утренняя гимнастика «Птицы» | Развивать ловкость, способствовать оздоровлению детей, учить подражать движениям птиц | Комплекс утренней гимнастики | «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» |
| Д/и «У кого какой клюв» | Уточнить и конкретизировать знания детей о строении птиц | Дидактическая игра | Пособия с изображением клювов разных птиц |
| Досуг «Голоса птиц» | Знакомство с пением птиц, звуковыми сигналами | Совместная игровая деятельность | Аудиозапись с голосами птиц |
| Занятие «Как живут наши пернатые друзья зимой» | | Совместная образовательная деятельность «Ребёнок и окружающий мир» | Конспект |
Март | Разучивание нового музыкального движения «Чирик» | Учить подражать движениям птиц | Музыкальное воспитание | Макеты птиц, музыкальное сопровождение |
| Стихи о птицах | Предложить детям совместно с родителями подобрать и выучить стихотворения о наиболее понравившейся птице. | Работа с родителями, совместная деятельность родителей с детьми. | Подборка стихотворений о птицах. |
| Досуг «Юные чтецы стихов о птицах | Развивать речь, память, умение выступать перед сверстниками. | Досуг, совместная деятельность. | |
| «Как птицы весну встречают» | Обратить внимание на изменение поведения птиц с приходом весны. | Наблюдение на прогулке. | |
Апрель | Праздник «День птиц» | Вызвать эмоциональное оживление, закрепить знания ранее полученные. | Совместная деятельность | Конспект развлечения |
| «Кто как птенцов растит» | Расширять знания детей о жизни птиц. | Дидактическая игра | Книги, пособия с изображением птиц и птенцов |
Май | Птицы у кормушки | Развивать мелкую моторику, фантазию. | Совместная образовательная деятельность «Лепка» | Пластилин, стеки, дощечки, конспект |
| «Птицы-такие разные» | Учить детей изображать птиц на бумаге | Совместная образовательная изо-деятельность | Конспект, карандаши, краски, восковые мелки |
| «Какие ноги у птицы» | Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение. | Совместная деятельность, наблюдение на прогулке | Пособия с изображением птичьих лап. |
Задание на лето: | Сбор семян для подкормки птиц зимой, составление мини-энциклопедий про птиц: воробей, ворона, голубь, дятел, утка, лебедь. Сбор фотографий, зарисовки, художественное слово. | | | |