kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Жили - были"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Жили - были"»







Проект







Развитие речи дошкольников через знакомство с устным  народным творчеством



Авторы:

Воспитатель Павлова Анна Николаевна

Музыкальный руководитель

Хаматгалиева Ирина Михайловна.
















2016-2017 год

Название проекта

«Жили – были…»

Тип и вид проекта

краткосрочный, групповой

творчески – исследовательский

участники проекта: дети и родители второй младшей группы № 15, воспитатель: Павлова Анна Николаевна. Музыкальный руководитель Хаматгалиева Ирина Михайловна, специалисты ДОУ.


Актуальность темы

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.


Анализ проблемной ситуации

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


проблема

Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. общаясь со своими детьми, родители редко используют потешки, поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её  в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития


Проблемный анализ

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Проект направлен  на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством

План составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.


Цель и задачи проекта

Цель: обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.


Задачи проекта:

  • Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.


Сроки реализации проекта

 В течении первого квартала учебного года.


Механизмы реализации

Непрерывно непосредственная образовательная деятельность будет проводиться по программе «От Рождения до школы» и парциальной программе О.Л. Князева и М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Ожидаемые результаты

У детей и родителей  сформировано представление об устном народном творчестве;

- вызван интерес к устному народному творчеству;

-  дети и родители используют приобретенные знания в жизни;

-  обогащен словарный запас;

-  развита образность речи;

Воспитательные:

 У участников проекта проявляется интерес и любовь к устному народному творчеству;


Ресурсное обеспечение

Материально-техническое :Театры – кукольный, настольный, пальчиковый; Музыкальный центр, мультимедийное оборудование; компьютер ,аудиски с русскими народными песнями, сказками, попевками.

Методическое: ФГОС, программа «От рождения до школы»; под редакцией Веракса и Васильевой, О.Л. Князева и М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Дидактические игры по познавательно – речевому развитию; картотеки потешек, песенок, стишков;

Библиотечка русских народных сказок.

Кадровое и т.д. - участники проекта: дети второй младшей группы № 15, (12 девочек, 11 мальчиков) и их родители, воспитатель: Павлова Анна Николаевна. Музыкальный руководитель - Хаматгалиева Ирина Михайловна, а также специалисты ДОУ.


Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (сентябрь)

1этап. Цель: Обогащение развивающей среды.

Вовлечение родителей в проектную деятельность,

Подбор литературы.

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Определение уровня развития речи детей при ознакомлении с устным народным творчеством.

2 этап. Основной. (первый квартал учебного года)

Цель: ознакомление родителей и детей с разнообразием устного народного творчества. Формирование исследовательских навыков(поиск информации в энциклопедиях и других источниках, совместно со взрослыми, телевизионных передач и т.д.)

1. Чтение сказок, пословиц и поговорок, скороговорок, загадок, небылиц, потешек, скороговорок  и т.д.

 2. Рисование понравившихся сказочных героев.

 3. Знакомство детей с народными промыслами, бытом людей в давние времена, предметами быта, национальными костюмами.

 4. Театральная деятельность: русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

 5. Создание альбомов и выставок детских работ «Дымковская игрушка».

 6.  Совместная деятельность воспитателя, музыкального руководителя и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах.

 7. Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации проекта.

        1. Фольклор дошкольникам.

 Задачи: познакомить с потешным фольклором;

               развивать умение воспринимать художественный образ;

               формировать умение сопереживать героям;

       2. Знакомство с бытом людей в старину.

 Задачи: конкретизировать представления детей об убранстве русской избы;

               приобщить к семейным традициям наших предков;

               познакомить с правилами гостеприимства;

       3. Обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи: обыграть русскую народную сказку «Волк и семеро козлят»;

              учить выбирать самостоятельно роль;

              учить узнавать знакомые сказки по определенным фразам;

   

  4. Знакомство с предметами быта.

Задачи: познакомить с предметами обихода и их назначениями (печь, ухват,     сундук, скамейка, ведра, посуда, бочка и т.д.)

              учить различать и правильно называть их;

              воспитывать любовь к труду;

       

         5. Русская одежда.  

Задачи: познакомить с народным костюмом;

                   учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи

                   соответствующие существительные;

         6.  Русская матрешка.

Задачи: познакомить с русской народной игрушкой матрешкой;

                  формировать способность воспринимать художественные образы;

                  развивать эстетическое воспитание;

        7.  «Небылицы в лицах».  

Задачи: познакомить детей с понятием «небылица»;

              познакомить с содержанием «небылиц»;

        8. Пословицы и поговорки.

Задачи: продолжить знакомство детей с народными мудростями;

              развивать воображение;

             формировать умение объяснять смысл пословиц и поговорок;

        9. Загадки.

Задачи: уточнить и обобщить знания детей о загадках;

              развивать внимательность и наблюдательность;

              упражнять в умении разгадывать загадки;

     10.  Скороговорки.

Задачи: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством;

              упражнять детей в проговаривании скороговорок;

              работать над дикцией;

      11. Народные промыслы.

Задачи: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством;

              конкретизировать понятие «народные промыслы»;

              учить сравнивать национальные узоры;

              развивать эстетический вкус и мелкую моторику;

              воспитывать любовь к народному творчеству;

     

     12.  Итоговое мероприятие «В гости к Хозяюшке»

Задачи: продолжить знакомство с малыми фольклорными формами,

              закреплять знания о них;

              способствовать формированию выразительной интонационной речи        

              детей;

              воспитывать интерес к устному народному творчеству;

 3 этап. Заключительный. (ноябрь)

Цель: корректировка родительской позиции к использованию устного народного творчества в развитии речи детей.

У детей повысился уровень развития речи.

  1. Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка.

  2. Организация досуга в рамках проекта.


Система управления и контроль за реализацией проекта

Знакомство с идеей проекта на педсовете «Творческий марафон»

Ознакомление коллектива и родителей с алгоритмом планирования, выработанным в ходе проекта.

Открытые мероприятия с детьми и родителями группы по реализации проекта.

Защита проекта на совете педагогов


Мониторинг результативности проекта

                     РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  - Значительное повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста при использовании произведений устного народного творчества.

 - Создание альбома детских рисунков «Любимый герой».

 - Выставка детских работ (раскраски) «Русский народный костюм».

 - Обогащение предметно – пространственной среды поделками, сделанные своими руками.

 - Создание презентации проекта.

  Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

 Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Жили - были"

Автор: Хаматгалиева Ирина Михайловна

Дата: 05.10.2017

Номер свидетельства: 430983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Проект "Жили-были динозавры" "
    ["seo_title"] => string(28) "proiekt-zhili-byli-dinozavry"
    ["file_id"] => string(6) "188324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426666044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок - творческий проект  «Пословицы и поговорки в современном мире». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "134096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416666245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Коллективный творческий проект на тему: "Сказки о животных". "
    ["seo_title"] => string(63) "kolliektivnyi-tvorchieskii-proiekt-na-tiemu-skazki-o-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "224264"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438632459"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Проект "Наше дерево""
    ["seo_title"] => string(19) "proekt_nashe_derevo"
    ["file_id"] => string(6) "531452"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576065210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Проект учащихся 4 класса по теме " Кто такие пингвины" "
    ["seo_title"] => string(62) "proiekt-uchashchikhsia-4-klassa-po-tiemie-kto-takiie-pinghviny"
    ["file_id"] => string(6) "185541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426192433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства