Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольных образовательных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. [3,458]
Тема актуальна по ряду причин:
– во-первых, проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию; – во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
– в-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта; – самое главное — это взаимодействие с родителями воспитанников.
Цель – изучить проектную деятельность дошкольника в психолого-педагогической, методической литературе.
Задачи:
Теоретически обосновать и выделить особенности организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Основная часть
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И именно метод проектов помогает достичь всего этого.
«Проект». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего мы связываем его со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической человеческой деятельности, ассоциируем с новизной и нестандартностью подхода к решению задач. Согласно ФГОС, проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так- же его учеником У. Килпатриком.
Дж. Дьюи: «Проектирование — это обучение через делание». При этом, по мнению Дж. Дьюи, в ходе осуществления такой проектной деятельности ребенок — «это солнце, вокруг которого вращается все».
Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуя с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок сумеет применить в жизни.
Идеи Дж. Дьюи были поддержаны и развиты в трудах У. Килпатрика, Э. Коллингса, С. Шацкого и Л. Шлегера. Они отмечали, что в проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок — взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах. [2,61]
При организации проектной деятельности педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
– несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности (традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве, а проектная деятельность — в пространстве возможностей);
– неразличение субъектной и объектной позиции ребенка (педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи);
– необходимость формирования субъективной позиции педагога (невозможно развивать субъективность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции). [1,21]
Рекомендации педагогам по проектно-исследовательской деятельности: – работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект интересная работа, которую кроме него никто сделать не может;
–дети должны иметь свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все ребята, с другой — кто-то из них (особенно из подготовительной группы) может предложить что-то свое, провести самостоятельные наблюдения, сделать дополнительные рисунки. Свобода выбора реализуется и при определении объекта исследований. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в выполнении заданий, у него должен быть определенный выбор. В вопросах, действиях каждого ребенка проявляется его индивидуальность. Исследования разных групп получаются различными. Такие работы интереснее обсуждать, сравнивать;
– относитесь к любым исследованиям детей серьезно. Как можно чаще хвалите их за то, что заметили первый лист на дереве, первую весеннюю бабочку. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого — прекрасный стимул для них;
– проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям, поддерживайте детскую инициативу и самостоятельную деятельность. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем неправ. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ребенок не должен бояться ошибиться;
– старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка, его любознательность, которые характерны для этого возраста. Эти качества — залог успеха реализации проектов. Иногда, кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать! У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка согласитесь с ним;
– в процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников, помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном;
– работу в рамках проекта желательно вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, вовлекая их в совместную деятельность;
– необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Предоставьте им возможность передать свои впечатления друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: в рассказах, сказках, рисунках, аппликации, пластических этюдах, музыке. Развивайте творчество и фантазию — как детскую, так и свою;
– работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Педагог — не руководитель, стоящий над детьми, а соавтор проекта, партнер;
– старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Опыт работы показал, что многие родители с большим интересом участвуют в различных проектах и открывают для себя много нового, меняют после этого характер взаимодействия со своими детьми. [1,21]
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Проектная деятельность является интеграцией, в основе которой лежит проблема. Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. [2,61-62]
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. [1,65]
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.[3,459]
Переход учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
– занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.;
– метод проектов: форма организации образовательного пространства, метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы педагога по подготовке проекта:
– на основе изученных проблем детей поставить цель проекта;
– разработка плана достижения цели;
– привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
– составление плана-схемы проекта;
– сбор, накопление материала;
– включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
– домашние задания для самостоятельного выполнения;
– презентация проекта, открытое занятие. [2,62]
Обычно проект включает три основных этапа:
1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор оборудования и материалов; обсуждение проблемы с семьей (как правило, все проекты являются детско-взрослыми), распределение обязанностей между педагогами дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы в определении темы проекта участвовали сами дошкольники. Поэтому воспитатель на этом этапе задает детям вопросы, выясняет их интересы, желания, поддерживает детскую инициативу, актуализирует детский опыт. После определения темы важно обсудить с детьми, как будет выполняться проект, где можно найти необходимую информацию, куда пойти, кого спросить, и т. п. При необходимости педагоги обсуждают вариант создания новой развивающей среды и привлекают к решению этой проблемы детей и их родителей. На этом же этапе определяются пути взаимодействия детского сада с социумом — музеями, природоохранными территориями, школой, общественными организациями и т. п.
2-й этап — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й этап — заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Результаты работы по проекту могут быть представлены в виде компьютерных презентаций, видео- и мультфильмов, семейных или детских выставок, газет, детских иллюстрированных книг, коллективных панно, макетов, проект может завершиться праздником. [4,20]
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
– ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
– усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
– уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; – объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей. [3, 458]
В настоящее время проекты классифицируются:
– по составу участников;
– по целевой установке;
– по тематике;
– по срокам реализации.
В практике современных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:
– исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
– ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
– информационно-практико ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
– творческие (оформление результата в виде детского праздника).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, на учебный год).
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения;
– развитие творческого мышления;
– развитие коммуникативных навыков
Достоинства проектной деятельности
1. Дошкольники видят перед собой конечный результат — вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности детей, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
3. Помогает ребенку самоопределиться — именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
4. Учитываются индивидуальные способности дошкольников: сильным — сложные, слабым — по их реальным возможностям.
5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. [2,62]
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. [1,65]
Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для участия родителей и других членов семьи.
Заключение
Проведение проектной деятельности помогает детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Таким образом, проектная деятельность в настоящее время является очень эффективной и перспективной формой дошкольного образования: она может быть реализована в рамках любой образовательной программы, как основной общеобразовательной, так и парциальной. Проектная деятельность позволяет педагогу поддержать детскую инициативу и самостоятельность ребенка, актуализировать его опыт, выстроить отношения «взрослый — ребенок» на партнерской основе; помогает детскому саду организовать сотрудничество с семьей и с социумом, реализовать идею «учить ребенка учиться», а также выстраивать работу с детьми и семьей на основе интеграции и детской деятельности. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации.
Список литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. –М.:Мозаика-Синтез, 2010, – 99с.
Кудинова И.В. Роль проектной деятельности в развитии ребенка [Текст]:/И.В. Кудинова/Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Сб. № 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Ред. журн. «Обруч»; [под ред. Ходаковой Н. П.]. — М.: Обруч, 2014. – С. 61-63.
Мирджалилова С.С. Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы [Текст]:/С.С. Мирджалилова/Молодой ученый. – 2012.- № 11. – С. 458-459.
Рыжова Н.А. Проект как современная форма взаимодействия педагога и ребенка [Текст]:/Н.А. Рыжова/Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Сб. № 1/ Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Ред. журн. «Обруч»; [под ред. Ходаковой Н. П.]. — М.: Обруч, 2014. – С. 19-21.