Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность дошкольников по экологическому воспитанию.Разведка осенних примет.»
Проектно-исследовательская
деятельность дошкольников
по экологическому воспитанию
Разработала Осташова Л.В.,
старший воспитатель
МБОУ «Центр образования № 47»
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования
Первый шаг
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.
Второй шаг
Постановка цели проекта, его мотивация.
Третий шаг
Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Четвертый шаг
Совместное движение взрослого и детей к результату.
Пятый шаг
Совместный анализ выполнения проекта, переживане результата.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание, разделение цели на задачи, формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций.
Основной этап
Моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, апробация проекта и его корректировка, создание проекта и его оформление.
Завершающий этап
Представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Разведка осенних примет».
ЦЕЛЬ. Формирование экологической культуры личности старшего дошкольника.
«ДЕТСКАЯ» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Стать заботливыми хозяевами своей планеты.
ЗАДАЧИ:
Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
2. Театрализованное представление «Экотопик ищет Экоград».
3. Составление ответного письма обитателям Заячьей поляны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
№
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Совместная деятельность детского сада и родителей
1.
Команда спасателей
1
Групповые и индивидуальные беседы об охране природы
2.
Копилка народной мудрости
1
Оказание помощи детям в сборе народных примет об осени
3.
Занятие - беседа «Осень наступила»
2
Презентация
4.
Начинаем читать книгу «Экология в картинках»
2
Подобрать художественную и детскую научную литературу о природе. Вместе с детьми разучить или сочинить стихотворения об осени.
5.
Заучивание стихотворений об осени
1
Вм
6.
Заучивание стихотворений об осени
Семейный конкурс стихов об осени
7.
«Волшебное письмо»
1
Выставка рисунков
8.
«Облака»
2
Вместе с детьми наблюдать за облаками, сделать рисунки
9.
«Вода»
2
Экскурсии, опыты
10.
«Плодовый сад»
1
Совместно с детьми понаблюдать за изменениями природы в саду, на дачном участке, в саду детского сада
11.
«Дубки»
1
Сбор желудей, Презентация
12.
«Поляна»
1
Беседы об охране травянистых растений
13.
«Городские цветы»
1
Во время семейных прогулок беседовать с детьми о мире природы в городе
14.
«В гостях у пернатых»
2
Прочитать детям о жизни птиц, вместе с детьми посмотреть телепередачи о природе.
Презентация
15.
«Прохожие»
2
Семейный конкурс
16.
«Листопад»
2
Конкурс семейных поделок из осенних листьев
17
Беседа по итогам проекта
2
Составление «донесений» о проделанной работе. Презентация.
18
Театрализованное занятие «Экотопик ищет Экоград»
1
Подготовка, участие в театрализованном занятии
19.
«Письмо друзьям из пригородного леса»
1
Помощь в оформлении «письма», заполнении коллективной карточки «Подведем итоги»
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
1. « СТАРТ».
Постановка цели.
Почтальон приносит «неожиданное письмо» следующего содержания:
Куда: детский сад г Тула, поселка Петелино.
Кому: детям старшей группы.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
« SOS».
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Вам понятно было б едва ли.
Беззаботно топтали вы их
И безумно, безжалостно рвали.
В вас молчало безумное «СТОЙ!»,
Вам казалось все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Вы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречено глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…
После того, как детям будет прочитано это письмо, с ними проводятся групповые и индивидуальные беседы о том, как помочь природе и что прежде чем помогать природе, надо ее узнать, таким образом, подводя дошкольников к цели проекта, которая окончательно формулируется на коллективном занятии – игре «Команда спасателей».
По итогам бесед воспитатель заполняет с детьми карточку
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
1.Занятие «Команда спасателей».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о знакомых растениях и животных; формировать знания о том, как выручить из беды представителей животного и растительного мира, научиться оказывать «неотложную помощь» лесным обитателям.
2.Копилка народной мудрости (использование презентации)
1.Задание на дом: вместе с родителями собрать народные приметы об осени.
2.Конкурс знатоков народных примет.
3.Советы взрослых.
Задание: поговорить со старшими членами семьи, узнать, что они знают об осени, выслушать их советы.
Цель: уточнить знания детей о приметах осени, жизни животных осенью, расширять представления детей об осени, как времени года.
5. По страницам книг и журналов.
1.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений об осени, ее приметах (по выбору педагога).
6 .Занятие – конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы.
Цель: знакомить детей с признаками осени через поэзию, прививать интерес к поэзии, знакомить с русскими поэтами.
7.Чтение научной литературы, журналов доступных детям среднего и старшего дошкольного возраста.
8.Занятие «Волшебное письмо».
Задание: раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года, как написано в стихотворении:
Думал я день,
Думал два и четыре:
Как рассказать всему миру о мире?
Чтобы письмо мое
Без перевода
Сразу дошло
До любого народа?
И наконец-то меня осенило:
В этом письме
Не нужны мне чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Буду писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краской зеленой,
Краской коричневой –
Горные склоны,
Краской оранжевой –
Жаркое солнце,
Разною краской –
Мой дом и оконце,
Желтой –
Колосья созревшего хлеба,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Белого голубя
Белым оставлю –
Целый рассказ
Я из красок составлю!
Этот рассказ мой –
О счастье и мире –
Люди читать будут
В каждой квартире.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам не требуется
Перевода!
Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению детей.
9..Организация выставки рисунков для родителей, детей других дошкольных групп ОУ.
«РАЗВЕДКА НА МЕСТНОСТИ».
Разведка на местности – это путешествие дошкольников по намеченному маршруту с остановками, на которых они выполняют определенные задания. (Приложение 1).
Наблюдения проводятся на прогулках или на специально организованных экскурсиях.
1-я остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряют температуру воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие «записи» (с помощью знаков – символов) и рисунки.
2-я остановка – «Вода». Возле водоема ( пруда, озера, речки, ручья, родника) дети наблюдают цвет воды, волны, скорость течения, измеряют температуру воды. Делаются соответствующие записи с помощью педагога. При необходимости очищают берега водоема от мусора.
3-я остановка – «Плодовый сад». Каждый ребенок находит «вещественное доказательство» наступления осени – небольшое созревшее яблоко, любой другой фрукт или овощ.
В группе в уголке природы делают выставку из принесенных «доказательств».
4-я остановка –«Дубки». Дети находят и рассматривают осенний дуб, находят желуди, которые затем используются для поделок из природного материала на занятии или вне занятия.
5-я остановка – « Полянка». Наблюдение за насекомыми, травой на поляне. Составление рассказов о увиденном на занятии или организуются групповые беседы по итогам экскурсии.
6-я остановка – «Городские цветы». Дети собирают семена цветов, которые растут в парках, на клумбах. Составляют букеты из осенних городских цветов.
7-я остановка – «В гостях у пернатых». На протяжении всего «маршрута» дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье пение, сравнивая его с весенним. После экскурсии организуется просмотр видео о жизни птиц.
8-я остановка – «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года. После наблюдения организуются дидактические игры (лото «Одежда», « Что лишнее?» и т.п.).
9-я остановка– «Листопад». Сбор осенних листьев. Использование принесенных «трофеев» для оформления детского сада, поделок из природного материала и т.п.
Содержание «остановок» зависит от особенностей окружающей природной и социальной среды. Перед каждым выходом на природу с детьми проводятся беседы – напоминания об охране природы. Вместе с детьми педагог разрабатывает рисунки – напоминания о поведении в природе (приложение 2).
10-я остановка – «Оформление донесений». По окончании разведки на местности дети оформляют свои «донесения» в форме газеты с рисунками, фотографиями, которые делались во время экскурсий, рассказами о увиденном на маршруте. К коллективной работе подключают родителей воспитанников.
111. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Заполнение коллективной карточки
«Подведем итоги!».
Выполнили мы то, что задумали?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все ли получилось так, как задумано?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что было сделано хорошо?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что было сделано плохо?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что было выполнять легко, а что оказалось неожиданно трудно?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто бы мог сказать нам спасибо за этот проект?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Попросим взрослых оценить нашу работу:
Что сказали мамы:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что сказали папы:
Что сказали взрослые, работающие в нашем детском саду:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Какие еще проекты мы могли бы сделать?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Театрализованное представление «ЭКОТОПИК ИЩЕТ ЭКОГРАД».
3. Составление ответного письма жителям Заячьей поляны (как отчет о проделанной работе).