Просмотр содержимого документа
«"Проектный метод в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"»
«Проектный метод в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия).
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольным учреждениям необходимо пересмотреть формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников. Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, мы пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - звено в системе воспитания.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, таких как, непосредственная связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную и творческую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения; создавать естественную ситуацию общения детей.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Главной составляющей патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране. Чтобы воспитать патриотов родной страны, надо её знать. Важными для воспитания патриотических чувств являются и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Все мы знаем, что патриотическое воспитание на младшей степени дошкольного возраста начинается с воспитания любви к родному дому, маме, семье, детскому саду и родному городу. Эта основа из основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины. Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Для реализации данного направления мы реализовали несколько проектов по патриотическому воспитанию детей.
Проект «Семья – что может быть дороже!», был направлен на реализацию цели: Воспитывать любовь к близким людям, способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1. Сформировать у детей первичные представления о семье;
2. Воспитывать любовь к своим близким и стремление сделать им приятное, порадовать их;
3. Пополнить предметно-развивающую среду в группе пособиями, играми, художественной литературой.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания младших дошкольников.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
6. Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи на основе формирования семейных традиций.
В рамках данного проекта был оформлен центр по патриотическому воспитанию, были приобретены новые дидактические игры. Так же были рассмотрены следующие темы: «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад», в рамках которых дети после бесед приносили фотографии своих семей, отражающих труд в семье, заботу, домашнюю работу, радость и счастье. Из этих фотография мы оформили фотоальбом «Семья».
Для того, чтобы побольше узнать о семьях наших воспитанников, мы предложили родителями выполнить творческое задание «Ромашка» на тему: «Моя семья». На лепестках ромашки фотографиями, рисунками они отразили то, чем живет их семья. Эти работы мы рассматривали с детьми, подчеркивая какая это семья: большая, дружная, трудолюбивая, веселая, спортивная. Эти работы мы вывешивали в «приемной комнате», чтобы и родители побольше узнали друг о друге.
В своем проекте «Семья – что может быть дороже!», мы уделили большее внимание формированию образа матери. Все дети принесли портрет своей мамы, описывали его, и конечно, говорили о маме много хороших и добрых слов. А к празднику «Наши любимые», посвященному Международному женскому дню, мы оформили фотовыставку «Мамина улыбка».
Актуализируя представления детей о семье, мы уделили большое внимание чтению художественной литературы: р.н.с. «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Волк и козлята», К.Чуковский «Цыпленок», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Е Благинина «Начну одевать братца».
Большое внимание уделили сюжетно-ролевым играм. Ведь в данном возрасте зарождается этот вид игры. Поэтому, прежде всего мы обучали малышей играть в «Семью». Обыгрывали разные ситуации: «Кормление кукол», «На прогулку с малышом», «Готовим завтрак» и т.д.
Все это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду. Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны
Когда дети осознали собственное «Я» и у них сформировалось понятие «Семья», мы перешли ко второму проекту по патриотическому воспитанию «Мой город», чтобы дети могли осознать себя как граждане, у которых есть малая родина – город, в котором они родились и живут.
Цель проекта: расширять представления об окружающем мире, развивать представления о городе на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с названием родного города, названием улиц, достопримечательностями;
2. Формировать ориентировку в ближнем окружении (узнавать свой дом, квартиру, улицы города);
3. Воспитывать любовь к родной природе, родному городу;
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Знакомить с родным городом мы начали с ситуативного разговора о выходном дне. Дети рассказывали, о том чем они занимались, куда и с кем ходили. Рассмотрели альбом фотографий «Наш город», где знакомые места дети узнавали и называли.
Узнать и полюбить город только по фотографиям и иллюстрациям невозможно. Поэтому, как только настало потепление, мы стали использовать целевые прогулки и экскурсии. С малышами мы побывали на улице Дружбы Народов, на главной улице – Ленина, на площади Победы и парке.
При ознакомлении дошкольников с малой Родиной, большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Поэтому в своем проекте запланировали и изготовили макеты нашего детского сада, улицы, домов, оформили фотоальбом «Наш город». Макеты здания дети используют в своих строительно-конструктивных играх.
Немало важное значение уделили художественному творчеству, вместе с детьми рисовали «Красивые дома нашего города», создали совместную работу «Цветные домики».
С целью установления эмоционального контакта между родителями, педагогами и воспитанниками, мы организовывали выставки совместного творчества, такие как «Мама, папа, я – веселая семья», «Наши выходные».
Проектная деятельность помогла нам осуществлять воспитательно-образовательный процесс не урывками, не разрозненными беседами, праздниками, а целевой, системной, заранее спланированной работой, направленной на взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Повысила компетентность родителей в области патриотического воспитания детей.
Проекты не только обогащают ребенка знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Так, например, на основе этих проектов сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу» сопровождалась конкретными названиями улиц и достопримечательностями города.
Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами детской исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.