kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проекты по экологическому воспитанию младших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе педагога по экологическому воспитанию младших дошкольников можно применять следующие проекты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проекты по экологическому воспитанию младших дошкольников»

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

Л. Парукова


Одним из приоритетных направлений моей работы, как воспитателя младшей группы,  является экологическое воспитание дошкольников. Оно осуществляется в процессе познавательной, исследовательской, образовательной и игровой деятельности  детей.

В работе педагога по экологическому воспитанию дошкольников можно применять следующие проекты.

Лаборатория неживой природы организована с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Оснащение лаборатории не требует особых затрат. Это разнообразные совочки, ведёрки, формочки, лейки, воронки; инвентарь для экспериментов, сделанный из бросового материала, и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Экоша. С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода – удивительное вещество. Она может быть бесцветной прозрачной, а может быть и цветной. Из безвкусной − превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды даже может быть температура! Результатом работы лаборатории станет не только обогащённое представление малышей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Маленькие огородники. Данный проект для детей групп младшего и среднего возраста. Как-то тёплым весенним днём в группу пришла загадочная посылка. В ней оказались куклы «Театра овощей». Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось самим вырастить богатый урожай. Дети принялись за дело. Маленьким огородникам пригодилась «Книга полезных историй о правильном питании». Оказалось, что герои этой книги – Зелибоба, Бусинка и Кубик – очень любят овощи. Со страниц книги они рассказывают детям о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками. Например, предновогодняя «Зеленая елочка – живая иголочка» и «Земля – наш дом», которая приурочена к «Дню Земли» – 22 апреля. Акции – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Прежде, чем рассказать детям об  экологии, надо сначала поговорить с ними о природе.

Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологического знания и представлений;

- развитие эстетических чувств, умение видеть и чувствовать красоту родной природы.

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями.

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники и в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Потому ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия в природе.

С любовью к родной природе начинается любовь к Родине.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Привлекая детей к тесному общению с природой к познанию мира растений и животных, мы ,взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохраняя любовь к своему родному краю.

На основании изученных программ дошкольного воспитания и развития мною разработан экологический проект, который, на мой взгляд, отвечал бы и требованиям программы дошкольного образования, и потребностям детей, и желаниям родителей. Проект называется «На птичьем дворе». Задачами проекта являются:

  1. Способствовать уточнению, расширению, обогащению представлений детей о домашних птицах (особенностях их строения, месте обитания, потребностях, способах их удовлетворения);

  2. Развивать способность к сравнению по признакам, закрепленным в модели, умение использовать модели в качестве плана рассказа;

  3. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам;

  4. Формировать навыки наблюдений за птицами;

  5. Развивать связную речь дошкольников, обогащать ее образными выражениями из фольклора и художественных произведений;

  6. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

  7. Формировать умение сотрудничать со сверстниками, родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;

  8. Поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, принимать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять.

План поэтапных мероприятий

1-й этап

Подготовительный

2-й этап

Реализация проекта

3-й этап

Итоговый

Постановка задач проекта


Составление плана работы


Определение уровня знаний детей о домашних птицах


Подбор музыкальных и художественных произведений по теме


Подготовка тематических заданий для дошкольников и их родителей


Подготовка материала для художественно-изобразительной деятельности


Организация экскурсий


Организация театрализованного представления

Чтение рассказов, стихов


Заучивание песен, стихов


Рассматривание картин


Прослушивание музыкальных произведений


Исследовательская деятельность


Занятия познавательного цикла


Беседы


Рисование


Аппликация


Лепка


Конструирование


Экскурсия, наблюдение


Дидактические, сюжетно-ролевые игры


Составление альбома


Просмотр театрализованного представления


Инсценировка


Изготовление поделок

Оформление фото-выставки по материалам проекта


Выставка рисунков


Выставка поделок


Выставка коллажей


Театрализованное представление (досуг совместно детей и родителей)


Праздник «На птичьем дворе»


Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование (текст художественных произведений и содержание игр представлены в приложении):


Раздел программы

С детьми

Родителям

1

Игровая деятельность

Игра-драматизация «Домашние птицы»


Дидактические игры «Угадай, кто это», «Один-много», «Кто у кого», «Кто как передвигается», «Исправь ошибку»


Игровые упражнения «Составь птичку», «Дорисуй птицу», «Выбери птицу»


Рекомендации, как сделать персонажей для настольного театра «Домашние птицы».

2

Ребенок открывает мир природы

«Как вырос цыпленок?»


«Сырое яйцо или вареное» (опыт с яйцами)


«Почему птицы называются домашними?»


«Значение и польза домашних птиц»

(во время экскурсии в парк)

Принести в группу фотоаппарат


Принести в группу вырезанные картинки с изображением домашних птиц для составления альбома

3

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

Рассматривание картин «Дети кормят цыплят» «Курочка и цыплята», «Утка с утятами», составление рассказа по картине, описания домашней птицы


Загадывание и отгадывание загадок

Придумать сказку про «курочку и цыплят» и записать ее (5-7 предложений).


Выучить стихотворение про любую домашнюю птицу.

4

Ребенок в мире художественной литературы

Чтение: рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей», рассказ «Хохлатка»


Разучивание: «Вышла уточка гулять», «Ути-ути»

Список рекомендуемой литературы для домашнего чтения по теме: Пришвин М. «Ребята и утята»; Лойка А. «Кураняты»; Колас Я. «Храбры певень»; Сказка «Гуси-лебеди»; Сказка «Курачка Рабка», «Як курачка пеўніка ратавала»

5

ИЗО-деятельность

Рисование-аппликация «Утята плавают в пруду» (коллективная работа)


Лепка «Курочка»


Конструирование «Птичник» (коллективная работа)


Рисование «Наш птичий двор» (коллаж на стену)


Совместно с ребенком сделать коллаж “Птицы разные важны, птицы разные нужны”


Изготовление поделок из перьев, скорлупы

6

Физическое развитие

Подвижные игры «Вышла курочка гулять», «Птички в гнездышке», «Курочка-хохлатка»

Памятка с содержанием игр «Вышла курочка гулять», «Птички в гнездышке»

7

Музыкальная деятельность

Слушание аудиозаписи с голосами домашних птиц; «Танец маленьких утят» (муз. В. Томаса), «Вальс петушков» (муз. Н. Стынбогга)


Заучивание и исполнение песенки «Вышла курочка гулять»



Приобрести диски с записями голосов домашних птиц, с инструментальной музыкой

8

Театральная деятельность

Просмотр театрализованного представления (кукольный театр)


Инсценировка «Петушок с семьей»


Приобрести костюмы для инсценировки


В дополнение к тематическим экологическим проектам многими авторами предлагается организовывать в дошкольных учреждениях различного рода природоохранные акции, которые зачастую входят в структуру самого проекта.

В дополнение к данному проекту была разработана система мероприятий для нескольких природоохранных акций для младшей группы на весь год.

Система мероприятий акции «К нам весна шагает быстрыми шагами»:

  1. Целевая экскурсия с дошкольниками и родителями в парк; - ?

  2. Игра-наблюдение «Кто появился?» (направить внимание детей на появление некоторых насекомых весной; воспитатель предлагает детям найти различных насекомых);

  3. Выставка детского рисунка «Первые цветы»;

  4. Выставка аппликаций на тему «Весна пришла».

Система мероприятий акции «Водичка-водичка»:

  1. Целевая экскурсия с дошкольниками и родителями к ближайшему водоему; - ?

  2. Игра-наблюдение «Плывет-плывет кораблик» (дети опускают в воду листочки и дуют на них);

  3. Опыты и игры с водой (плавание тел, окрашивание воды, пускание мыльных пузырей);

  4. Работа с родителями (приготовление пищи, замораживание воды, наблюдение за кипением воды, купание, стирка, полив и т.д.)

  5. Выставка детского рисунка «Без воды никуда!»

Система мероприятий акции «Фрукты и овощи»:

  1. Целевая прогулка с родителями в огород или сад; - ?

  2. Игра-наблюдение «Найди на ветке, найди в земле» (обращать внимание детей, какие фрукты и овощи растут на ветках, какие в земле);

  3. Экскурсия на кухню и наблюдение за приготовлением салатов;

  4. Приготовление яблочного салата и его дегустация;

  5. Изготовление муляжей и моделей фруктов и овощей;

  6. Изготовление коллажа «Мой сад-огород» из картинок, вырезанных дома с родителями;

  7. Выставка детского рисунка «Дары природы»;

  8. Выставка поделок из овощей и фруктов.

Система мероприятий акции «Дикие животные»:

  1. Целевая прогулка с родителями в парк, зоопарк; - ?

  2. Наблюдение за живой черепахой в группе;

  3. Игра «Узнай по описанию»;

  4. Инсценирование «Теремок»;

  5. сбор картинок с родителями о диких животных для альбома «Братья наши меньшие»;

  6. Выпуск стенда с родителями и детьми «Они живут рядом с нами» (с подбором картинок, стихов, загадок).

Таким образом, на основании всего выше изложенного мы приходим к выводу о том, что экологические проекты и природоохранные акции открывают перед воспитателями дошкольных учреждений великолепные возможности для воспитания у детей бережного отношения к природе, любви и уважения ко всему живому. Правильная и целенаправленная разработка, организация и проведение различных экологических проектов и природоохранных акций при включении их в календарно-тематическое планирование, при привлечении родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения делают их эффективных средством развития не только экологической культуры дошкольников, но способствуют также развитию их музыкальных, театральных, художественных способностей, помогают им раскрыть свои творческие способности. На наш взгляд, организация и реализация хорошего экологического проекта в детском саду будет содействовать формированию у дошкольников экологических знаний и представлений, позволит сформировать личность, которая будет иметь желание защищать природу и сохранять ее, с любовью и уважением относиться ко всему живому, поможет сплочению отношений, как между самими дошкольниками, так и между ними и их семьями.






ПРИЛОЖЕНИЕ


Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять Свежей травки посчипать,

Взрослый изображает маму - курицу. Идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями».

А за ней ребятки Жёлтые цыплятки.

Малыш идёт за мамой-курицей и повторяет движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

«Грозит» пальчиком.

Лапками гребите, Зёрнышки ищите!

Присесть и «грести лапками».

Съели толстого жука,

Показываем,какого жука съели.

Дождевого червяка,

Показать длинного червяка- руки в стороны.

Выпили водицы
Полное корытце!

Наклоняемся, руки отводим назад.


Подвижная игра «Птички в гнёздышке»

- Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов - это гнёздышки.

- Можно пригласить поучаствовать в игре друзей малыша.

- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

- По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое, затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".


Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

В игре участвуют несколько детей. Взрослый должен выучить небольшой стишок.

Взрослый берет на себя роль курицы, дети изображают цыплят. Один ребенок будет котом. Кот сидит на скамеечке, вдали от остальных детей. Он дремлет, греясь на солнышке. Курица-мама выходит гулять с цыплятами и говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, курица говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами. Цыплята вместе с мамой-курицей убегают.

При новом повторении игры, выберете на роль кошки другого ребенка.








Рассказ «Петушок с семьёй»

К.Ушинский

Ходит по двору петушок: на голове – красный гребешок, под носом – красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышки припас!

Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зёрнышком не поделились – передралися.

Петя-Петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

«Ку-ка-ре-ку!»


Хохлатка

«Жили-были петух, хохлатка и их детки - пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!»

Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил цыпленка, скок за кустик - и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»





Ребята и утята

Михаил Пришвин

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

- Пустим.

- Вот то-то “пустим”! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

- До свиданья, утята!


Картина «Уточка и утята»


Картина «Курочка и цыплята»



15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проекты по экологическому воспитанию младших дошкольников

Автор: Байзулина Гульфия Вакиловна

Дата: 12.05.2018

Номер свидетельства: 469273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Экологический проект "Знакомьтесь - попугай " 2 младшая группа"
    ["seo_title"] => string(58) "ekologicheskii_proekt_znakomtes_popugai_2_mladshaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "481420"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540106012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(89) "sovriemiennyie-tiendientsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "226751"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440444061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Дары осени» для младшей группы детского сада."
    ["seo_title"] => string(110) "tvorchieskoissliedovatielskiiproiektpoekologhichieskomuvospitaniiudaryosienidliamladshieighruppydietskoghosada"
    ["file_id"] => string(6) "304715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457781271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Опыт работы «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_ekologicheskoe_vospitanie_detei_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_chere"
    ["file_id"] => string(6) "482307"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540655982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства