Произведения классической музыки в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Произведения классической музыки в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – один из важных элементов в системе всестороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всём многообразии красок, форм, звуков. Он понимает красоту в искусстве и окружающем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Произведения классической музыки в социальном развитии детей дошкольного возраста.»
Произведения классической музыки в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – один из важных элементов в системе всестороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всём многообразии красок, форм, звуков. Он понимает красоту в искусстве и окружающем.
Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представление о музыки разных времён и стилей.
Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, Д.Шостаковича и других уже в раннем дошкольном возрасте.
Кроме фортепианной музыки можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например: «Детской симфонии» И.Гайдна, «Детских игр» Ж.Бизе, симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Помимо детской музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времён – Вивальди, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Глинки, Шопена, Чайковского, Шостаковича и других зарубежных, русских, современных композиторов - классиков.
Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (танец, песня, марш). Используется самая разнообразная музыка – вальсы Шопена, Шуберта, Чайковского. Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку, например: «Марш» (труба и барабан) из сюжета Бизе «Детские игры», «Марш деревянных солдатиков» Чайковского. Небольшие произведения используются целиком. Более объёмные – во фрагментах. Важно выбрать яркий небольшой отрывок, чтобы дети увлеклись, сосредоточенно слушали музыку. Если произведение заинтересовало дошкольников, они просят исполнить его ещё раз. При повторных прослушиваниях можно немного удлинить фрагмент в зависимости от реакции детей, их заинтересованности (но чтобы он носил более или менее законченный характер). Важно соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти от их желаний, проявлений интереса. Самое важное – дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Позже заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения передаются. Рекомендуемые приёмы: контрастное сопоставление музыкальных произведений, передача характера музыки в движениях, чтение стихотворений, показ репродукций картин, перекликающихся с характером музыки.
Симфоническую музыку лучше использовать в грамзаписи (или давать её в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Таким образом, появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Разумеется, не всеми сразу, а постепенно – с теми, роль которых наиболее значительна в создании музыкального образа.
Помимо слушания классической музыки на занятиях, проведения тематических концертов, полезно слушать в записи уже знакомые произведения в группе во второй половине дня. Можно слушать записи классической музыки и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке. Прослушивания могут быть до 10-15 минут.
Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки: «Прекрасное пробуждает добро», - Д.Б.Кабалевский.
Первый этап – это знакомство с музыкальными инструментами, их названием, звучанием. Детям показывается иллюстрация с изображением большого симфонического оркестра. Рассмотреть иллюстрации отдельных музыкальных инструментов, познакомить с их названием. Хорошо действует на детей художественное слово:
«А на сцене будто праздник: серебро и медь.
Сколько труб и скрипок разных – трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке, он, как ласточка, одет.
Всё блестит в сиянье света, не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это симфонический оркестр».
Целесообразно провести вечер досуга «Музыкальные инструменты», на который можно пригласить учителей и учеников музыкальной школы.
Хорошо пользуется успехом у детей музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки», где дети должны угадать разные инструменты.
Второй этап – знакомство с классической музыкой на музыкальных занятиях и вечерах досуга. Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке досугов необходимо строить беседу, подбирать необходимый материал так, чтобы он был доступен, интересен детям. Музыкальные произведения выбираются яркие. После того, как на занятиях познакомились с пьесами П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», можно провести вечер досуга, который так и называется «Детский альбом». На нём слушаются новые для детей произведения из детского альбома: «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».
Для детей старшего дошкольного возраста можно провести вечер досуга «Пушкин и музыка». На нём знакомят детей с двумя шедеврами: «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и одноимённой оперой Н.А.Римского-Корсакова ; поэмой- сказкой «Руслан и Людмила» и оперой М.И.Глинки. В вечер досуга включается рассматривание иллюстраций к этим сказкам, показ отрывков из видеофильма. Важно побудить у детей желание рассказать о понравившемся отрывке из музыкального произведения, используя выразительные средства языка, о своём отношении к героям.
На вечере досуга: «Пришла весна», «Осень разноцветная», «Зимушка-зима» детей знакомят с музыкальными произведениями из альбомов П.И.Чайковского и Вивальди «Времена года». На таких вечерах сочетаются музыка и художественные произведения, музыка и живопись, музыка и хореография.
На вечере досуга «Вечер вальса» звучат: вальс П.И.Чайковского из «Спящей красавицы», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов» из «Щелкунчика», «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева. Отмечается, что характер музыки этого танца плавный, лёгкий, нежный, что музыка вальса полна радости и красоты, но может быть и шуточной.
На вечере досуга «Шостакович-детям» детей знакомят с тремя танцами из его знаменитого сборника «Танцы кукол» - с «Гавотом», «Полькой» и «Вальсом-шуткой». Педагог знакомит детей с историей этих танцев, помогает разобраться в характере музыки. Детям понравится подыгрывать в некоторых местах на треугольниках и колокольчиках.
На вечере досуга « М.И.Глинка-детям» ребята знакомятся с жизнью и творчеством великого русского композитора, с отрывками из оперы «Руслан и Людмила», пьесами для детей, романсами. На вечере уместны будут стихи Пушкина, Тютчева. Стихи, прозвучавшие перед романсом «Жаворонок», усилят впечатление детей.
От нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.