Психическое и физическое здоровье дошкольников в условиях цифровой среды: здоровьесберегающие технологии.
Психическое и физическое здоровье дошкольников в условиях цифровой среды: здоровьесберегающие технологии.
В наше время, период расцвета информационных и цифровых технологий, трудно представить какую-либо сферу жизни без цифровизации; цифровые технологии с огромной скоростью врываются в жизнь современного человека с малых лет, меняя традиционные взгляды и устои.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психическое и физическое здоровье дошкольников в условиях цифровой среды: здоровьесберегающие технологии.»
МБУДО «Дом детского творчества»
Доклад
Психическое и физическое здоровье дошкольников в условиях цифровой среды: здоровьесберегающие технологии.
Автор составитель:
Горбатых Н.В. педагог
дополнительного образования
В наше время, период расцвета информационных и цифровых технологий, трудно представить какую-либо сферу жизни без цифровизации; цифровые технологии с огромной скоростью врываются в жизнь современного человека с малых лет, меняя традиционные взгляды и устои. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении детей в дошкольных учреждениях теперь не редкость. Дети дошкольного возраста нуждаются в понятной им информации, а одной из задач современной педагогики является формирование информационной культуры у воспитанника Применение компьютерных технологий – вот то, что поможет решить эту задач
Применение подобных методов в дошкольном образовании помогает достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление у детей, а также способствует творческому развитию. Кроме того, возможности компьютера позволяют разнообразить учебный процесс, путем использования мультимедийных презентаций, которые привлекают внимание и вызывают интерес у дошкольника. Использование обучающих программ, таких как ART-студии, игры для развития памяти и воображения, «игры-бродилки», «говорящие» словари с анимацией также способствуют развитию навыков творчества и обучению детей.
Дети дошкольного возраста оказываются наиболее восприимчивыми к информационному влиянию окружающей среды. С раннего детства яркие картинки и звуки, которые дарят различные электронные устройства, привлекают непроизвольное внимание детей. Современные дети, уже в дошкольном возрасте, живут в условиях интернета; умеют пользоваться мобильными устройствами, планшетами, компьютерами; намного быстрее овладевают компьютерными технологиями, нежели чтением и письмом. Телевизор, компьютер, смартфон, интерактивные игрушки, не требующие сложных манипуляций, которыми дошкольники порой владеют даже лучше своих родителей, становятся важным, если не главным, инструментом социализации детей в современном мире. Цифровая культурная среда является естественным окружением нового поколения детей.
Рассмотрим некоторые аспекты влияния цифровизации на развитие дошкольников:
Риски развития и поведения.
Неумеренное применение цифровых технологий приводит к тому, что дети неэффективно используют свободное время, проводя его в общении с гаджетом. В результате могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточным развитием внимания, агрессивным поведением, отсутствием физической активности, ожирением и проблемами со сном и др. Действительно, компьютерные технологии предлагают много возможностей для детей, чтобы играть, исследовать и учиться. Но чрезмерное их использование в раннем детстве приводит к отрицательным последствиям для развития ребенка, являясь причиной ряда когнитивных, языковых и социоэмоциональных задержек.
2.Влияние цифровизации на мышление дошкольников.
Цифровые технологии, как показывают исследования, оказывают глубокое влияние на образ мышления детей. Дело в том, что неограниченное пребывание в интернете, длительные компьютерные игры требуют от еще неокрепшей психики дошкольника одновременного внимания к огромному непрекращающемуся потоку разнообразной информации, что приводит к неумению длительно сосредотачиваться на объекте, отставанию в развитии способности к концентрации внимания и снижению скорости обработки информации.
3. Технологическая зависимость
Несмотря на то, что это состояние не включено в официальные руководства по психическим расстройствам, чрезмерное и патологическое использование Интернета было признано зависимостью, которая имеет общие черты с токсикоманией и игроманией. Это озабоченность, изменения настроения, развитие толерантности, быстрая истощаемость и функциональные нарушения. Поскольку цифровые технологии невозможно исключить из жизни детей, необходим постоянный контроль со стороны взрослых, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия. У детей, особенно дошкольного возраста, чрезвычайно развита познавательная активность, любознательность, стремление узнавать новое.
4. Отсутствие физической активности и избыточный вес.
Компьютеры и смартфоны побуждают детей к малоподвижному образ жизни, минимизируют двигательные игры, прогулки и активное взаимодействие со сверстниками. Для здорового развития детей, как известно, необходимо 3-4 часа ежедневной физической активности и социального взаимодействия, однако современные дети лишены такой возможности
5. Проблемы со сном.
Наличие медиаустройств в детской спальне связано с недостаточным количеством сна. Дети, которые засыпают с планшетом или смартфоном, подвергаются повышенному риску нарушения сна.
Психическое здоровье дошкольников в условиях цифровой среды может быть подвержено следующим воздействиям:
- Формирование «мозаичной» картины мира. Отдельные знания не упорядочены в общую систему, образы меняются, поэтому дети затрудняются длительно удерживать внимание на изучаемом объекте.
- Снижение самооценки и ухудшение эмоционального благополучия. Активное использование виртуальных способов общения и компьютерного взаимодействия может привести к этому.
- Развитие жестокости и агрессии. Например, игры «стрелялки» в цифровой среде могут развивать у ребёнка жестокость и агрессию.
Принципиальным является вопрос информационной безопасности как состояния защищенности детей от информации, способной причинить вред их здоровью, физическому и духовному развитию. В связи с этим не может не беспокоить возрастающее негативное информационное воздействие на детскую аудиторию. Насилие в информационной среде может провоцировать у детей повышенную агрессивность, снижение сочувствия к окружающим. Реклама, обладая высоким уровнем воздействия на психическое состояние дошкольника, также способна нанести вред детской психике. Ребенок не может критически относиться к поступающей информации, склонен верить всему, о чем говорится в рекламе. Необходимо научить его адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. И только совместная деятельность родителей и педагогов может оградить детей от отрицательного влияния современного информационного пространства.
Психоэмоциональные изменения. Несоответствие красивой картинки на экране реальной жизни порождает раздражённость, нервозность, неуверенность в своих силах.
Активное использование виртуальных способов общения и компьютерного взаимодействия может привести к снижению самооценки, ухудшению эмоционального благополучия и состояния ребенка. Частота взаимодействия со сверстниками из-за экранного времени снижается, детям труднее устанавливать социальные контакты и отношения с окружающими Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют некоторые условия, которые призваны обеспечить безопасную среду для обучения ребенка. Так, занятия должны проводиться под пристальным наблюдением педагога в специально оборудованном помещении. Рабочее место ребенка (стол и стул) должно учитывать рост ребенка. Помещение должно быть хорошо освещено, а для того, чтобы избежать зрительного напряжения экран монитора должен иметь четкое и контрастное изображение. Помещение должно обладать оптимальной температурой, регулярно проветриваться и проводиться влажная уборка. Чтобы ребенок не переутомился необходимо ограничивать время взаимодействия (20-30 минут в день) и делать зарядку для глаз.
Согласно Санитарным правилам СП2.4.3648-20,на занятиях с детьми 5-7 лет проектор можно использовать не более 7 минут. Суммарно в день – не более 20 минут.
Положительное влияние компьютера на развитие детей. Что касаемо положительных эффектов - играя в компьютерные игры, у детей могут развиваться познавательные навыки. Многие популярные игры требуют абстрактного мышления высокого уровня для того, чтобы выиграть. Этим навыкам в детских учреждениях не учат. Например, детям необходимо следовать инструкциям, решать сложные проблемы и использовать логику во многих играх, которые сейчас популярны. Такой опыт будет полезен для ребёнка. Для детей дошкольного возраста электронные устройства могут помочь стимулировать чувства и воображение, улучшать их общее состояние. Некоторое применение может способствовать развитию понимания иностранной речи, изучению звуков и речи. Электронные устройства и игры могут стимулировать когнитивное обучение и оказывать влияние на развитие аналитических навыков. Это может помочь детям построить логическое мышление и исследовательские навыки, сформировать стратегическое мышление и творчество. Использование компьютеров может улучшить эмоциональное состояние, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности. Освоение игры разовьет уверенность в себе и зрительно – моторную координацию, математические навыки т мотивацию для достижения целей
Заключение Цифровые технологии влияют на здоровье мозга как положительно, так и отрицательно.
Наибольшее сильное отрицательное влияние гаджеты оказывают на детей и подростков. Частое использование усиливает симптомы СДВГ, снижает эмоциональный и социальный интеллект, может привести к аддиктивному поведению, увеличению социальной изоляции. Оно влияет на развитие головного мозга и провоцирует нарушения структуры сна.
Однако определенные программы, видеоигры и другие онлайн-инструменты могут представлять собой упражнения для мозга, которые активируют нейронные схемы, улучшают когнитивные функции, уменьшают беспокойство, улучшают сон и приносят другую пользу для здоровья мозга.
Чтобы не допустить ухудшения психического и физического здоровья, необходимо регламентировать временные и возрастные рамки использования цифровых технологий, особенно в условиях семейного воспитания.