Просмотр содержимого документа
«« Психолого – педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольных организациях»»
Тема: « Психолого – педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольных организациях»
Ташмагамбетова С.У.,
психолог
детский сад «Балдырған»
Енбекшильдерский район
Акмолинская область
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире. Одной из основных задач повышения компетентности родителей является: - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Необходимость и важность взаимодействия дошкольной организации и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных проблем в работе дошкольной организации и каждого педагога. Этот вопрос весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать другие проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов детского сада. Важно выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности, стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Одной из активных форм сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей являются - родительские собрания, тематические консультации.
Собрание – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс - опросы, тренинги для родителей, минутки релаксации, практические задания, деловые игры, снимаются сюжеты с детьми в разных видах деятельности. Такая форма работы создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения.
Тематические консультации позволяют дать родителям квалифицированный совет. Тематика консультаций формируется с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. Главное назначение консультации- родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку, совет и ответы на интересующие вопросы.
Для родителей, вновь принятых в ДО детей, проводится экскурсия по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, знакомство с воспитателями и специалистами, организуется выставка работ детей и т.д. Педагогам, знакомясь с родителями, следует рассказать об особенностях развития детей этого возраста. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Воспитатели знакомиться с ребенком и его близкими. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка. Проводимая по этому направлению практическая работа с родителями (консультации, семинары-практикумы, тренинги, анкетирование) помогает облегчить период привыкания ребёнка к детскому саду, сделать его безболезненным, узнать заранее особенности малышей, их привычки, интересы, установить контакт с семьёй, снизить степень заболеваемости в адаптационный период.
Любая деятельность в детском саду с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Конкурсы, викторины, выставки, развлечения дают возможность объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу.
Также для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Такой подход к взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность: мамы и папы стремятся к общению с воспитателями, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей дошкольного возраста, а значит, и успех всего ДО.
Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.
Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДО дает импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДО, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка.