Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты.»
Психолого - педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения..»
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения—устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы.
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребёнка по мере овладения языком , речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребёнок достигаем часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви , помощи и подчинения себе взрослых.»
Эмоциональное общения является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребёнка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребёнок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она - приглашает к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребёнка, улыбка предварят его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению.
Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нём закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
Элькони Д.Б. считает что, «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребёнка, это потребность в другом человеке.»
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребёнка со взрослым. На каждом этапе развития в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:
Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребёнка после овладения им произвольным хватанием.
Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
Ребёнок стремится добиться общности взглядов общности взглядов с взрослым. Н.М.Щелованов и Н.М. Аксарина, Н.Л.Фигурин и М.Ю. Кистяковская. И другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав «комплекса оживления,» который является видом социального поведения ребёнка. По их мнению, именно реакция оживления является началом развития ребёнка.
В настоящее время современные психололингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципе развития и принципе деятельности.
В логопедии психолого - педагогический подход сформулирован Р.Е. Левиной.
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладевания речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определённые качественные стадии в своём развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом. Как отмечал известный советский психолог ЛС. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для речи период ребёнок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.
А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещения речевого мотива в какую- либо деятельность, например в игровую. Использования разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребёнка. Для того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста, необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения , в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребёнок ещё не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время, вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Анализ поведения детей раннего возраста, проведённый Лубовским В.И, показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словами высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребёнка овладевать речью.
Мещерекова С.Ю. , Авдеева Н.Н., выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения.
Подготовительный этап охватывает 1 – й год жизни.
Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребёнка.
На протяжении первого года ребёнок меняет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно- личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:
- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром.
- содержания потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив,
- основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных движений и поз.
В конце первого полугодия ребёнок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно - деловое общение. Оно отличается такими особенностями.
Общее разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребёнка, которая занимает положение ведущей.
Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом - стремлением ребёнка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.
Ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми.
Основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных движений и поз, предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения не требует от ребёнка владению речью, он ею не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребёнку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребёнка центр мира на этапе ситуативного – личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно- личностного общения.
Первый звук, который издает ребёнок ,- это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга и до напряженного сосредоточения.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребёнка , начиная от восторга и до напряженного сосредоточения.
Вокализации детей первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом действий. Однако часто вокализации используется детьми и для общения с окружающими людьми.
Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнёров и в случаях инициатирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Ещё до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев ребёнок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что ещё в довербальный период у ребёнка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющиеся через несколько секунд бурной радостью. До 4 -5 месяцев разговор взрослого, обращённый к младенцу, вызывает у него «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности. Это воздействия по эффективности рано ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребёнка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевлённых предметов. В поведении ребёнка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.
К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяется два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребёнок переходит к более сложному воздействию с взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребёнка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная, а затем активная (инициативные высказывания самого ребёнка.)
Второй этап служит переходной ступенью между эпохами в общении ребёнка с окружающими людьми, довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во- времени и охватывает обычно более полугода от конца первого до второй половины второго года.
Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых , и появляются первые вербализации - период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.
«Ребёнок начинает понимать , что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого , что сказав «ам- ам» можно получить есть, а сказав «ма- ма» , можно позвать маму.
Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед взрослый.Он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нём, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на неё осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее специфические речевые тембры, и как способ произвольного артикулирования произносимого слова. Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики.
Ребёнок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и фаланги остальных пальцев.
Наблюдается некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек.
Произнося первые слова, ребёнок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков.
Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов как семантических единиц.
Первые слова, употребляемые ребёнком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребёнок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико- семантической стороны речи по сравнению с фонематической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
Речевая активность ребёнка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно - практической деятельностью ребёнка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении.
Произнесение ребёнком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.
Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.
Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребёнком в этот период, что на указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи.
К концу второго года жизни, формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках её появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания.
Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (мама, дай, папа, иди, Лиле пить дать.) Если к 2,5 годам у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью, произнося в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное», слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.
Речевое развитие ребёнка формируется оптимально при индивидуальном общении его со взрослым. Ребёнок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.
Недостаток речевого общения с ребёнком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.
На третьем году жизни резко усиливается потребность ребёнка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объём общеупотребительных слов, но и возраст возникшая к концу года жизни способность к словотворчеству.
В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребёнок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем – нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать , отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Но связная речь - это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто «думанье вслух.» Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, ударение - выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящее для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и переходить от одного предложения к другому.
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую сторону языка. Формирование связной речи начинается , раньше.
Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:
Связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем, например, реплика в диалоге.
Связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основной перехода к более сложным её формах.
Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность, зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по её обеспечению выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится и выполнять и ребёнок. Разговаривая со взрослым, ребёнок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребёнка.
Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по её формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами.
Звуки русского языка появляются в речи ребёнка в следующей последовательности: взрывные ,щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р.» Формирующиеся нормативные речевые звуки поначалу крайне неустойчивые речевые звуки поначалу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждения или утомлении ребёнка.
Артикуляционная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе усной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ребёнок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляются шепотная речь.
Начинает с четырех лет жизни фразовая речь ребёнка усложняется. В среднем предложение состоит из 5 -6 слов. В речи используют предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненное предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.
К пяти годам ребенок усваивает обиходный словарь.
В 5 – 6 лет ребёнок овладевает типами склонений и склонений и
спряжений . В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образовательные с помощью суффиксов.
К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контексной речью, т .е. умение самостоятельно создавать текстовое сообщение.
Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико - грамматическом плане можно считать законченным.
Ряд авторов Е.К. Каверина выделяют факторы, влияющие на развитие речи:
Слуховое внимание,
Моторное развитие,
Интеллектуальный рост,
Эмоциональное развитие.
Общение
Пешковский также отмечает, что при жизненная обстановка играет большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в соответствии с его возрастом.
Строгое выполнение режима дня способствует хорошему развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, у него чаще и в большом объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь, по развитию речи.
Режимные моменты, самостоятельная игра и специально организуемые занятия с педагогической точки зрения как формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого четко выражается в режимных и на занятиях. Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом в речи взрослого предъявляются особые требования. Речь логопеда является также образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной , не громкой, не быстрой, четкой и немногословной, многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь.
Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речь учителя - логопеда. Установлено , что раньше малыш начинает понимать и, соответственно, реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
Таким образом, подводя итоги изучения речевого развития детей раннего возраста можно отметить следующие основные моменты:
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка , литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп,) и в отношении богатства словаря, связности.
Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её недостатки преодолевают самим говорящим хуже, чем например, недочеты словоупотребления.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок , - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.