Психолого-педагогические аспекты в вопросах интегративного воспитания детей с ОВЗ
Психолого-педагогические аспекты в вопросах интегративного воспитания детей с ОВЗ
Вашему вниманию представлен текст выступления на Городском Методическом объединиении инструкторов по физической культуре на тему "Психолого-педагогические аспекты в вопросах интегративного воспитания детей с ОВЗ"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты в вопросах интегративного воспитания детей с ОВЗ»
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
инструкторов по физической культуре
южной территориальной зоны
Сообщение
«Психолого-педагогические аспекты в вопросах интегративного воспитания детей с ОВЗ»
Подготовила
Инструктор по физической культуре
Кирпичева Марина Николаевна
10 ноября, 2016г.
22 сентября, 2016г.За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведётся разработка нормативно-правовых основ и документов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Н.М. Назарова отмечает, что каждая страна подошла к данной области, используя свои собственные подходы. Например, итальянская реформа школьного образования 1962 г. была связана с развитием общественного движения «демократическая психиатрия» и отменой социального обособления и изоляции социально не опасных лиц с нарушенной психикой. Закон об образовании в США, впоследствии получивший название «Закон об интеграции», приняли в 1975 г. В Дании поводом для принятия подобного закона послужили социальные инициативы, осуществлявшиеся в период с 1961 г. И закреплённые в январе 1980 г. «Законом о реформе образования», который предусматривал введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограничение возможностей.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, которые реализуют данные тенденции на практике:
- расширение доступа к образованию (от англ. Widening partici pation – расширенное участие) – осуществляется при помощи системы нормативно-правовых актов, поддерживающих людей с ОВЗ в их праве на предоставление альтернативы специальному (коррекционному) образованию на условиях сегрегации, изоляции;
- мэйнстриминг (от англ. Mainstreaming – общее направление) – предполагает, что дети с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в рамках различных досуговых программ. Например, в России такая деятельность возможна при проведении праздников и досугов для малышей из лекотеки и нормально развивающихся воспитанников младших групп;
- интеграция (от англ. Integration – объединение) – означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом неизменной, т.е. не приспособленной для них (если речь идёт о детском саде общеразвивающего вида либо о разных формах интеграции воспитанников общеразвивающих и коррекционных групп в ДОУ комбинированного вида);
- инклюзия (от англ. Inclusion – включение) – предполагает реформирование образовательных учреждений и перепланировку помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В настоящее время последняя форма представляется предпочтительной в странах Европы и США. Последняя редакция Федерального закона США «Об образовании людей с ОВЗ» поддерживает именно практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ОВЗ в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. В заключении консультативной комиссии, которое прилагалось к новому закону при передаче в Конгресс США, подчёркивалось, что основа инклюзии – принятие каждого ребёнка и гибкость в подходах к обучению.
Таким образом, в последние годы за рубежом (Великобритания, Канада, США и др.) на смену понятию «интеграция» приходит термин «инклюзия». Этому способствовало распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих «включающему образованию» (Испания, г. Саламанка, 1994). Положения об инклюзивном образовании введены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г. В ст. 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В 2008 г. её подписала Россия.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990-х гг. Так, в Москве по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег», а с осени 1992 г. в России началась реализация проекта « Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Итоги проекта были подведены 31.01.2001 г., когда участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ, направленную в органы управления образования субъектов РФ Минобразования РФ 16.04. 2001 г.
Позже Московская городская дума приняла во втором чтении законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве» (16.12.2009). Суть закона и его необходимость для российского общества заключается в том, что он предоставляет право всем детям с инвалидностью на получение соответствующего образования, адаптацию, интеграцию, а также впервые позволяет узаконить всё то позитивное, что уже наработано в практике. Следует отметить, что закон распространяется на все категории заинтересованных лиц: детей с инвалидностью и имеющих ограничения по здоровью, родителей, педагогических работников и представителей органов власти. Кроме того, на территории РФ интегрированное и инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В настоящее время в России функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Они, с одной стороны, обеспечивают детям право на качественное образование, но, с другой, изолируют их от реального социума. Переход ребёнка из специальной школы в большой мир - огромное испытание.
Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей.
Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ребенка из специального образовательного учреждения в неприспособленные для него общеобразовательные детские сады не имеет ничего общего с интеграцией.
Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, которая не имеет условий, соответствующих его особым потребностям обучения, его право на качественное образование нарушается. В этом случае положение ребенка не улучшается, а ухудшается.
Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку.
Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений показало достаточно пессимистичный настрой на совместное обучение здоровых и больных детей. Около 50% воспитателей считает, что снизится качество обучения дошкольников, ухудшится дисциплина воспитанников, меньше внимания будет уделяться здоровым детям. Л.М. Кобрина (д.п.н., профессор факультета дефектологии Ленинградского педагогического университета им. А.С. Пушкина) объясняет нежелание педагогов работать с особыми детьми следующими причинами:
- воспитатель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;
- он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;
- педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.
Поэтому чрезвычайно важным аспектом является подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в массовых группах. Директор Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики», академик Российской академии образования Н.Н. Малофеев в своём интервью говорит о необходимости повышения квалификации всех без исключения членов коллектива, от администратора до нянечки. Каждый сотрудник ДОУ должен ясно представлять себе возможности и особенности «включенных» детей. Это защитит интегрированного ребенка и от избыточных нагрузок, и от необоснованных опасений в его несостоятельности.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции:
- через раннюю коррекцию;
- через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку;
- через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Первый принцип – раннее выявление отклонений – требует создания законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля. Ведь раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.
Второй принцип – обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Даже при достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ДОУ, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии, которые должны быть удовлетворены. Необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Третий принцип - обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, важно отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.
Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме». Очевидно, что данное условие делает невозможным объединение всех детей с ОВЗ. Другим непреодолимым препятствием интеграции являются темповые характеристики образовательного процесса. Время далеко не всегда является главным критерием успешности ребенка. Даже самый «нормальный» ребенок может иметь темпы усвоения материала, отличные от других типично развивающихся сверстников.
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет предположить, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, начинающие появляться в России. И образовательные учреждения, избравшие путь интегрированного обучения, должны претерпеть определенные преобразования:
Изменение в сознании общества (педагоги должны понимать и осознавать необходимость и возможность инклюзивного образования).
Изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды.
Уменьшение количества детей в группах.
Улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями.
Создание в каждом учреждении команды специалистов, которая поможет педагогам общего образования вести грамотную коррекционную работу с детьми с особенностями в развитии.
Реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.