Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе»
Психологическая готовность дошкольников
к обучению в школе .
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер.
Тема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Раньше для поступления в школу достаточно было простого знакомства с учителем. Современные же «подготовишки» испытывают серьёзный стресс в процессе поступления в первый класс. Психологическая подготовленность ребенка к процессу обучения в школе одна из актуальных проблем педагогической психологии. От ее решения зависит построение наиболее оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, и формирование гармоничного, полноценного учебного процесса у младших школьников. В основном все работы по психологической готовности к школьному обучению опираются на положение, где обучение следует за развитием, так как есть мнение, что если нет необходимого уровня психического развития, нельзя начинать обучение в школе. Однако в работах Л. И. Божович Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л. С. Выготского, что первенство отдается обучению, которое ведет за собой развитие. Между обучением и развитием нет однозначного соответствия — «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах»
Психологическая готовность к школе включает в себя не только сформированные качества, но и предпосылки к их дальнейшему усвоению Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а постепенно, в процессе общения, в игре, трудовой деятельности и дошкольном обучении. О ребенке, поступающем в школу, нельзя сказать, что он готовый ученик, можно лишь говорить о его психологической готовности или неготовности к новому этапу в жизни. Главной задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание комфортных условий для гармоничного развития ребенка с учетом всех его потребностей и возрастных особенностей. В процессе различных видов деятельности ребенка происходит зарождение важнейших аспектов развития, отвечающих за выполнение новых задач в процессе школьного обучения. Крайне важно создать благоприятную среду для развития познавательной активности, ответственности, самостоятельности, творческого проявления в каждом ребенке. В психологии установлена закономерность, что все психические свойства и способности ребенка складываются в процессе той деятельности, для которой они необходимы. Следовательно, качества, которыми должен обладать ребенок к моменту поступления в школу, не могут быть сформированы вне процесса школьного обучения. Из этого следует, что подготовленность к школьному обучению заключается не в том, что у ребенка уже должны быть сформированы сами эти качества, а в том, что он должен овладеть предпосылками к следующему их усвоению. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей в системе образования невозможно. Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя несколько составляющих, и у каждого ребенка она индивидуальна и связана с его психическим развитием. Исходя из вышесказанного следует, что психологическая готовность дошкольников – это требуемый психический уровень развития детей, который способствует эффективному прохождению периода адаптации к школьным условиям и требованиям.
На психологическую подготовку детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению оказывают большое влияние дошкольные образовательные учреждения. Одним из основных принципов образования является преемственность всех этапов учебной деятельности. Самым первым этапом является детский сад, где закладываются основные навыки, умения детей. Тесная взаимосвязь детского сада с начальной школой и родителями может привести к дальнейшей успешной деятельности в школе будущих первоклассников. Педагоги в дошкольных учреждениях формируют готовность детей к школьному обучению, развивают индивидуальность, неповторимость ребенка. Подготовка детей 6-7 лет к школе включает два компонента:
Всестороннее развитие детей – физический уровень, эстетический, нравственно-этический, умственный, психологический
Специальная дополнительная практическая подготовка по тем предметам, которые будут в основе начального образования.
Кулагина И.Ю. выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, которые проявляются в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы . Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а так же для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. В теоретических работах Божович Л.И. основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другимилюдьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений"; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей,потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" . Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Божович Л.И. "внутренней позицией школьника" . Этому новообразованию Божович Л.И. придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позицияшкольника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует выделить и рассмотреть основные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Физическая готовность. Понятие «физическая развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, поэтому следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью . Физическая готовность ребенка подразумевает позитивное изменение в физическом развитии. Это биологическая зрелость ребенка, которая необходима для начала школьного обучения. Физическое развитие ребенка должно быть на высоком уровне, все параметры его развития должны быть в пределах нормы и выше этих показателей. Чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми учебными нагрузками, следует правильно подходить к воспитанию ребенка, тогда к концу дошкольного возраста у него сложится общая физическая готовность к школе и положительная картина в целом. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействиях с товарищами [8; с. 189]. Мотивационная готовность. Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности . Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение . Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Личностнаяготовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом,педагогом . На смену игровой мотивации приходит мотивация учебная. Ребёнок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет интерес к получению новых знаний. Часто будущий школьник просто хочет стать взрослым, примерить красивую школьную форму, получить новый портфель в подарок. Когда такой ребёнок сталкивается с первыми трудностями школьной жизни, желание учиться сменяется разочарованием Хотелось бы остановиться на ещё одной проблеме будущих школьников- посещение занятий по подготовке к школе. Многие «подготовишки» посещают такие занятия. С одной стороны, ребёнок знакомится с будущим местом своей учёбы, привыкает к обстановке школы. Но есть и обратная сторона. Дети устают от учёбы в вечернее время, они не достаточно отдыхают. Школа перестаёт быть желанной мечтой, а становится тяжёлой работой, которую, порой, не хочется выполнять. Умственная готовность. Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением) . К старшему дошкольному возрасту дети, приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для него. Даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы наглядно-образногомышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств . Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности кобучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы. Эмоционально-волевая готовность. Сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость, желание учиться, умение справляться с поставленными задачами, преодолевать препятствия, управлять своим поведением, правильно относиться к взрослым и сверстникам — это эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе. Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила) . Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя". Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель – все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)". У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение . Готовность к общению. Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками . Необходимым условием формирования гармонически развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия гармонизации личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом его жизнедеятельности. Проблема развития способности к общению стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения . Можно сделать вывод, что успешность школьного обучения неразрывно связана с образованием у детей способности к контекстному общению со взрослыми. Контекстное общение создает комфортные условия, для принятия и выделения детьми учебных задач. Однако, анализ проблемы психологической подготовленности детей к обучению в школе предполагает, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов решаемой проблемы, вместе с этим требуется рассмотреть и общение детей со сверстниками. Можно привести достоверные данные, которые говорят о том, что общение детей со сверстниками существенным образом влияет на эффективность обучения и полноценность полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе дети имеют достаточно высокий уровень общения со сверстниками. А дети неготовые к школьному обучению находятся на низкой стадии общения. Эти аспекты тесно взаимодействуют между собой. Отсюда мы можем сделать следующие выводы: - у старших дошкольников появляется и постоянно развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру общения со взрослыми и тесно связан с успешностью обучения детей в школе. Общение детей со взрослыми и сверстниками отличается по характеру и проходит различные формы в своем развитии. Эти формы можно связать с генетической и логической преемственностью, это необходимо учитывать при подготовке детей к обучению и непосредственному их воспитанию.
В системе психологической подготовленности детей к школьному обучению имеется еще одна немаловажная сторона — это уровень валового развития ребенка, его участие в коллективной деятельности, способность принимать требования, которые выдвигает школа и учитель. Ребенок, поступающий в школу должен владеть достаточно расчетливым восприятием, также должен уметь обследовать окружающие его предметы, выделяя для себя их разнообразные свойства. Умение связно, последовательно описывать события; передавать ход своих мыслей; объяснять различные события и явления — определяет подготовленность ребенка к обучению в школе и уровень развития его речи. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Система педагогических воздействий помогает сформировать качества, которые необходимы будущему школьнику в образовательном процессе в целом. Однако, при обилии теоретической литературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что дети приходят в школу неподготовленными или недостаточно подготовленными. Родители и педагоги осознают важность и необходимость подготовки ребенка к школе, но обучение детей дошкольного возраста требует специальных знаний. Прежде чем приступить к процессу обучения, необходима подготовка. К данному вопросу необходимо подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства. Лучше совсем не заниматься обучением и подготовкой к школе, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Перед началом занятий хочу сформулировать советы и рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ, чьи воспитанники скоро станут «первоклашками»:
1. Старайтесь не перегружать детей дополнительными занятиями.
2. Ориентируйтесь на физическое состояние ребёнка, его работоспособность, утомляемость, самочувствие.
3.Оставьте только самые необходимые для малыша занятия. Или те, которые он любит больше всего. Ориентируйтесь на интересы и склонности ребёнка к какому-либо виду деятельности. Не заставляйте заниматься тем, чем ему заниматься не хочется, и занятия не являются обязательными. Давайте детям возможность играть! Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, переход к учебной деятельности должен быть постепенным. Хвалите ребёнка за успехи на занятиях по подготовке к школе. Вселяйте уверенность, что у него всё обязательно получится. Хвалите даже за маленькие победы!
Подчёркивайте важность взросления ребёнка, говорите, какую гордость вы испытываете за него, что он становится первоклассником! Пусть остальные члены семьи также поддерживают ребёнка в его новой роли. Личностная готовность очень важна для формирования готовности ребёнка к школьному обучению. Порой, родители не придают ей особого значения. «Мой читать и считать умеет, к школе готов!» — говорят они о своих детях. Большинство родителей полагают, что навыков чтения, счёта и письма вполне достаточно для того, чтобы их ребёнок пошёл в первый класс. Они бывают крайне удивлены, когда мы начинаем рассказывать им и о других составляющих, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли. Всестороннее развитие ребенка и в свою очередь подготовленность его к обучению в школе можно обеспечить, объединив усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья — это первая и главная среда развития ребенка, но, и дошкольное учреждение формирует и развивает личность ребенка, поэтому лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и дошкольного образовательного учреждения. В качестве основного вывода можно предположить, что, прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога, контролировать свое поведение. В итоге хотелось бы сказать, что современные дети испытывают намного большие нагрузки, чем их родители в их возрасте. Не нужно сравнивайте своих детей с собой. Они другие, и требования современного общества также сильно изменились. Уважаемые взрослые, любите своих малышей, помогайте им в их нелёгком пути к знаниям, и тогда каждый ребёнок с уверенностью сможет сказать: «Я хочу пойти в школу!».