Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях МДОУ»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА ДОНЕЦКА"
Выступление на родительском собрании
ТЕМА: "Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития"
Подготовил
практический психолог
МДОУ "Ясли-сад № 170 г. Донецка"
Кондратенко И.В.
Дата проведения:27.09.2019г.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ЗПР в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития). Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи: - Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР. - Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР. - Помощь детям с ЗПР в освоении типовой образовательной программы. - Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
2. Организация коррекционно-развивающего обучения;
3. Консультирование детей, родителей, педагогов.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:
● Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);
- выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);
- организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;
-консультативная помощь врачей-специалистов;
-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.
● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:
- методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);
- организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;
- организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;
● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:
- просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний);
- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка;
- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка.
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания.
Литература:
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.
2. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.
3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной организации. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.