«Психолого - педагогическая поддержка и сопровождение дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения»
«Психолого - педагогическая поддержка и сопровождение дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения»
По данным статистики, в Российской Федерации стремительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы педагоги, учёные и общественность обратили внимание на одну из наиболее уязвимых категорий детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Психолого - педагогическая поддержка и сопровождение дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения»»
Статья Педагог – психолог Маркова Галина Николаевна
Тема: «Пихолого - педагогическое сопровождение дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения».
По данным статистики, в Российской Федерации стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы педагоги, учёные, общественность обратили внимание на одну из наиболее уязвимых категорий детей. Это дети с ограниченными возможностями в здоровье, на их развитие и реабилитацию. Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольников с отклонениями в развитии. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам. За последние годы издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Одной из задач в работе службы помощи дошкольников является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня одним из приоритетных направлений современной политики образования. Суть психолого-педагогической работы с ребенком-инвалидом состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Анализ работы показывает ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса, является хорошо подготовленный специалист. Наряду с теми личностными и профессиональными характеристиками, знаниями, умениями и установками педагога и психолога, которые существенны для стимулирования развития детей, имеющих различные сочетания нарушений, особую значимость приобретают такие особенности, как широта и масштабность мышления, склонность к обобщению, гибкость в выдвижении разнообразных идей, способность импровизации. Важнейшим составляющим фактором развития детей с комплексными нарушениями развития являются не только условия обучения, но и особенности семейного воспитания. В связи с этим большой интерес представляет анализ семейного влияния на ход развития ребенка. Пропаганда знаний о целях, задачах и содержании работы родителей становится частью коррекционной работы. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Мы расширили формы взаимодействия с семьей это родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток. Правильно построенная деятельность родителей оказывает влияние на формирование мотивационно - личностных установок ребенка, способствует достижению определенных целей. Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психологической работы с родителями в нашем ДОУ, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком. Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание обращено на помощь детям дошкольникам, которая оказывается преимущественно в условиях семьи. Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы. Педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному обучению ребенка с отклонениями в развитии. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Появление в семье такого ребенка может рассматриваться как кризисная жизненная ситуация и нередко провоцирует распад семьи, что имеет негативные последствия как социально-экономического, так и психологического характера. Недостаточный уровень осознания родителями своих потребностей и проблем зачастую связан с их низким социально-экономическим статусом. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка. Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком и другими людьми.
1 этап Установление контакта с ребенком и его родителями.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка. Адаптация содержания комплексной образовательной программы ДОУ с учетом индивидуальных особенностей здоровья, развития, возрастных особенностей ребенка-инвалида.
2 этап Реализация адаптированной комплексной программы ДОУ.
Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка. Индивидуальная НОД направленная на решение задач по образовательным областям с элементами коррекционно-развивающих занятий.
Проведение совместных мероприятий с родителями и ребенком.
3 этап Проведение заключительной психолого-педагогической диагностики
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Особенности индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида и его семьи. Система психолого-педагогического сопровождения была выстроена следующим образом: это занятия кружка Лекотека 2 раза в неделю и индивидуальные занятия на дому. Комплексное сопровождение реализовывалось через взаимодействие педагога-психолога со специалистами детского сада, с целью информационно-методического оснащения педагогического процесса. Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка. И вместе с тем существует целый ряд объективных трудностей, с которыми невозможно не считаться. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в коллективе сверстников в ДОУ. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр. Противоречие состоит в том, что специалисты работающие с детьми дошкольного возраста, недооценивают потребность родителей в информации и считают ее удовлетворенной, в то время как родители указывают на недостаток информации о возможностях получения коррекционных и реабилитационных услуг и сложности доступа к ней. Чем больше у родителей опыта в пользовании услугами служб помощи дошкольникам и чем более качественную помощь они получают, тем активнее их запрос и ориентация на дальнейшее потребление этих услуг, заинтересованность в мониторинге развития ребенка, отслеживании проблемных ситуаций и целенаправленный поиск помощи. Эти данные еще раз приводят к выводу о необходимости целенаправленного формирования спроса на помощь детям инвалидам. Чем шире социальная сеть семьи, чем более полно семья реализует свои запросы, тем легче она находит способы удовлетворения своих разнообразных потребностей. Итоговым достижением работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком. Проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании. Умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции обучения и развитии ребенка.
Таким образом, знание о наиболее существенных причинах, которые не позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дает возможность сформулировать ряд положений, позволяющих кардинально реализовать накопившийся опыт коррекционной работы с данной категорией детей.
Именно создание службы психолого-педагогического сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и согласовывать коррекционные, развивающие, воспитательные образовательные и оздоровительные стратегии и воздействия, синтезирует отдельные компоненты процесса развития. На основании представленных материалов, можно сделать вывод о том, что индивидуальный психолого-педагогический подход к построению содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, как никакой другой, отвечает современным задачам обучения, специфическим потребностям и возможностям, а также позволяет приблизится к воплощению идеи позитивного развития таких детей и включения их в жизненное пространство.
Создавая систему помощи, важно помнить, что это не самостоятельная замкнутая система, а часть большого целого - системы специального обучения, реабилитации через образование. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания может осуществляться, как альтернатива посещения ребенком ДОУ, если:
- Сопровождение осуществляется на основе комплексной образовательной программы ДОУ адаптированной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
- Необходимая комплексность проводимой работы обеспечивается через взаимодействие со специалистами и родителями.
- В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида ведется сопровождение его семьи, тем самым обеспечивается формирование адекватных родительских установок на особенности его здоровья и воспитания.
Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Перспективы развития: В дальнейшем планируется разработать и реализовать проект по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Важно отметить, что, несмотря на существующие трудности, региональная практика создания служб помощи детям инвалидам дошкольного возраста расширяется.
Используемая литература:
1.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 3, 2002.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001. - 448с.
3.Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007.
4.. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3, 2005.
5.Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология - № 6, 2007
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
7. Репринцева Е.Г. Ресурсное обеспечение деятельности службы ранней диагностики и помощи детям с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 6, 2008
9.Ткачева В.В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007