Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогические основы формирования систем знаний экологического содержания о природе (растениях, животных)»
Психолого - педагогические основы формирования систем знаний
экологического содержания о природе (растениях, животных)
1.1. Понятие «система знаний». Знания экологического характера о природе.
В экологическом образовании у детей дошкольного возраста формируется система знаний, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
А.П. Усова отмечала, что, сообщая детям сведения о тех или иных явлениях действительности, важно подводить их к пониманию простых связей и закономерностей. В предлагаемой детям системе знаний из любой области действительности должны быть отражены существенные связи этой области.
В дальнейшем проблема систематизации знаний дошкольников нашла отражение в исследованиях Е.И. Радиной, А.М. Леушиной, С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой.
Особенно важным в формировании системы знаний, по мнению С.Н. Николаевой, является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников, они должны являться программой самого ребенка и отвечать требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его. [4]
Ознакомление с природой осуществляется в процессе образования в сознании дошкольников конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Знания экологического характера о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения
Знания экологического характера о природе – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособление к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. [5]
Знание выступает необходимым условием для выработки отношений к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое. Экологические знания о природе дают детям возможность познакомиться с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее.
Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора. Дети знакомятся с группами живых организмов, у них формируются первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни. В результате усвоения экологических знаний о природе дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Знания экологического характера о природе дети получают в разных возрастных группах:
¾ первая и вторая младшие группы. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детям дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
¾ средняя группа. Представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. У детей
формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища. Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные. В старшей группе у детей формируются знания о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений.
¾ Старшая группа. Знания детей систематизируются; устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно-следственных связей.
¾ Подготовительная группа. Формируются представления о смене сезонов, о нарастании или уменьшении продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков. У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах. Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.
Полученные экологические знания постепенно преобразовываются в убеждения, доказывают на интересных примерах свою необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое сознание.