Условие для проведения: просторное помещение, коврик.
Оборудование, оформление: –
II. Введение.
Нередко, между фазами занятий у детей появляется несобранность, излишняя активность или напротив, замкнутость, робость, а часто агрессивность. Дети начинают проявлять беспокойство. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения. Как помочь детям в такие моменты?
На психогимнастике для сбора психоэмоционального напряжения используются различные варианты психомышечной тренировки.
Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка.
Психомышечная тренировка ставит целью обучение детей приемам само расслабления. Для этого используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи, комплексы психомышечной тренировки, аутотренинга.
Важную роль в процессе обучения играет умение управлять своим поведением. Одним из компонентов такого умения является способность к производимому расслаблению.
Во время выполнения психомышечной тренировки детям предоставляется возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением, спокойным состоянием.
Психический и физический покой, достигаемый в результате этих упражнений, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление.
I уровень сложности:
Упражнение «Приветствие солнцу»
Педагог: А сейчас мы с вами поприветствуем солнышко, яркое, золотое. Встанем прямо, выпрямим спинку. Через стороны поднимем руки вверх (вдох). Поднимем голову, посмотрим на солнышко и скажем: «Здравствуй, солнышко!». Опять глубоко вдохнем и на выдохе опустимся вниз (согнемся в корпусе).
II уровень сложности:
Упражнение «Снежинки»
Снег летает, летает
Кружится, кружится
Летает, летает
Кружится, кружится
И на землю тихонько, тихонько
ложится
Дети в произвольной манере
Кружатся по залу, изображая
снежинки
Дети спокойно опускаются на коврик.
Упражнение «Шарик»
Движения дети выполняют сидя на стуле или стоя. Педагог предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.
Вот так шарик надуваем
И до облаков взлетаем
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко
Дети держат руки на уровне губ
«замочком», затем, имитируя
большой шар, поднимается медленно
вверх, за полукруглыми руками.
Дети медленно приседают и опускают
руки через стороны вниз.
Затем выпрямляются, руки опущены,
голову держат прямо.
I уровень сложности:
Упражнение «Отдых на море»
Педагог: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
III. Методические рекомендации педагогам.
В содержании текста должны быть отражены действия, образы, понятия знакомые для детей, происходит инсценировка текста. Педагог принимает в этом действии активное участие, привносит элементы артистичности, использует приемы эмоционального подкрепления – перепады силы и высоты голоса, изменение тембрового звучания.
Психомышечную тренировку следует проводить как между фазами занятий, так и в конце занятия.
При выполнении писхомышечной тренировки используют спокойную релаксационную музыку, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.
После проведения упражнений на напряжение – расслабление с детьми проводится обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.
Если ребенок захотел высказать свое мнение во время выполнения упражнений или после него, никогда не прерывайте его, внимательно выслушайте.
При выполнении психомышечной тренировки необходимо использовать концентрический метод – от простого к сложному.
Список использованной литературы:
Катаева Л.И. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. Мой мир – М., Линка - Пресс, 2002
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль, Академия развития, 2000
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., Просвещение: Владос, 1995
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб, Валери СПД, 2001