Просмотр содержимого документа
«Публикация на тему: "Взаимосвязь психического здоровья и развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ"»
Публикация на тему:
«Взаимосвязь психического здоровья
и развития речи
детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Что такое психическое здоровье детей раннего и младшего дошкольного возраста и как его укрепить и сохранить?
Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия.
Психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.
Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют по меньшей мере следующие, независимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает душой и телом);
б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. Мы видим, что физическое и психическое, а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.
Период раннего и дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память, воображение, внимание.
Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Психически здоровый человек - это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
А каковы же оптимальные условия для становления психического здоровья детей?
Во-первых: нельзя нарушать правила семейного воспитания, исключать неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, контролирующий, авторитарный).
Во-вторых: помогать проблемным семьям в воспитании ребенка.
В-третьих: создавать для детей максимально комфортные условия в психологическом плане, устанавливать с детьми доверительную взаимосвязь, исключать конфликтные ситуации в отношениях детей друг к другу.
В-четвёртых: систематизировать работу с детьми по данной теме. Использовать инновационные формы работы с семьей с участием специалистов.
Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Несколько советов для педагогов на развитие эмоциональной устойчивости и способы избавления от отрицательных эмоций
набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
провести дыхательное упражнение: 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;
слегка помассировать кончик мизинца;
делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;
применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело легкое», «я уверенна в себе!» самовнушения («я хочу…», «я могу…», «я буду…»).
Взаимосвязь психического здоровья и развития речи детей идёт в тесном контакте друг с другом и играет важную роль в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста!
Литература:
1. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие / В.Э. Пахальян. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 240с.
2. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.