Просмотр содержимого документа
«Публикация "Трудовое воспитание детей в старшей группе дошкольного возраста"»
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В старшей группе (от пяти до шести лет) перед воспитателем стоят следующие задачи:
продолжать расширять представления детей о труде взрослых, показывать результаты труда, его общественную значимость;
учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека, систематизировать знания о труде людей в разное время года;
рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др., объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. п.);
знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства, показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства (в этом помогут различные наглядно-дидактические пособия), обращать внимание детей на то, как произведения художников, писателей украшают жизнь людей, делают ее интереснее;
объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых;
развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения, учить детей доводить начатое дело до конца, развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;
учить детей наиболее экономным приемам работы, воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого);
стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
Самообслуживание:
формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки;
закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место);
учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, формировать привычку бережно относиться к личным вещам;
развивать у детей желание помогать друг другу.
Хозяйственно-бытовой труд:
продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки;
формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице;
приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды;
совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе:
учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы, приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д., обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз;
осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы;
зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега;
весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Ручной труд:
совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек);
учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик);
продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части;
формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку;
привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
учить детей экономно и рационально расходовать материалы.