Формирование представлений о предложении (без грамматического определения).
Упражнения в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Формирование умения делить на части слова.
Формирование умения выделять последовательность звуков в словах (из 4—х, 5-ти, 6-ти слов)
Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определенным звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
Учить производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Совершенствование умения составлять рассказы о предметах по серии картинок, последовательно выстраивая сюжет.
Совершенствование речи, умения более точно характеризовать объекты и ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Просмотр содержимого документа
««Путешествие в весенний лес»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной к школе группе «Полянка»
по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие в весенний лес»
Воспитатель
Малова Алина Николаевна
Дата проведения:
Апрель 2024
г. Новочебоксарск.2024
Вид: речевое развитие
Тип: сюжетно-игровое
Форма проведения: Игра-путешествие
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи:
Образовательные:
Формирование представлений о предложении (без грамматического определения).
Упражнения в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Формирование умения делить на части слова.
Формирование умения выделять последовательность звуков в словах (из 4—х, 5-ти, 6-ти слов)
Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определенным звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
Учить производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Совершенствование умения составлять рассказы о предметах по серии картинок, последовательно выстраивая сюжет.
Совершенствование речи, умения более точно характеризовать объекты и ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Программы «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2013г.
Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербов, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод, рекомендации / В. В. Гербов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал. Автор-составитель – О.М. Ельцова., Волгоград, 2009г.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением цветов;
Звуковой анализ слов (из3-х,4-х,5-ти,6-ти звуков)
Знакомство с буквами
Составление предложений из-3-х, 4-х, 5-ти слов.
Чтение стихов рассказов
Игры и упражнения на подбор к существительному прилагательных
Игры на составление слов из звуков, букв
Составление описательных рассказов по схеме, по картинам, из личного опыта, по серии картинок
Материалы и оборудование:
Печатные Карточки с именами детей
Полоски-карточки с шестью окошками, фишки (зеленого, красного, синего цвета) по количеству детей
Листочки в линейку с заданиями (приложение)
Карточки с сюжетных картинок «История про зайку»
Слайд-презентация к занятию
Медиоборудование (ноутбук, проектор, экран)
Организация занятия:
По подгруппам, использование всего пространства группы, моделирование, зонирование
Методические приемы:
Проблемная ситуация- ребус «Весна»
Игровая ситуация «Путешествие весенний лес»
Игровое упражнение «родственные слова» ( к слову «лес»)
Упражнение билеты- карточки с пропущенными буквами ( .на )
загадка, звуковой анализ слова «Лиса
Загадка, звуковой анализ слова «Белка»
Звуковая культура речи : звукопроизношение звуков «Ш», «З», «Ж»
Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лес»»
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
задание «Соедини картинки со звуком» (индивидуальные бланки с заданием)
Задание «Расшифруй спрятанное слово (индивидуальные карточки по первым звукам картинок составить слово)
Двигательная пауза «Деревья»
Задание «Разложим картинки и составим рассказ» (индивидуальные карточки)
Игровое упражнение «Возвращаемся из леса в садик»
Беседа с детьми о правилах поведения в лесу
Итог занятие
подарок детям (картинки штриховки)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Хотите узнать, куда мы с вами отправимся?
Ребус «Весна»
Воспитатель: да мы отправимся в весенний лес. (СЛАЙД № 3)
На чем же можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Я предлагаю, вам поехать на автобусе, где у каждого есть свое место. На билете указано имя , догадайтесь и найдите свое место в автобусе (карточки с именами с пропущенными буквами)
Воспитатель: пока мы добираемся до леса, поиграем «подберите слова родственники к слову «ЛЕС» (ответы детей)
Воспитатель: Вот мы добрались до лесной полянке. Мы встречаем первого лесного жителя. Догадайтесь, кто это, отгадайте загадку:
Хвост пушистый бережет
И зверушек стережет
Знают рыжую в лесу
Очень хитрую ……. (лису)
(СЛАД № 4)
Воспитатель: Лиса просит нас , чтобы написали ее название фишками.
звуковой анализ слова «ЛИСА»:
Сколько всего звуков в этом слове? Какую решетку с сколькими окошками возьмем? Какой первый звук? Второй? И т.д. Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? (СЛАЙД 5-10)
Воспитатель: А вот еще один житель:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой
А в шубке рыжей летом. (белка)
(СЛАД № 11)
Воспитатель: Напишем и это слово.
звуковой анализ слова «БЕЛКА»:
Сколько всего звуков в этом слове? Какую решетку с сколькими окошками возьмем? Какой первый звук? Второй? И т.д. Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? (СЛАЙД 12-18)
Воспитатель: Мы вышли на следующую полянку. Слышите тут много насекомых, догадайтесь что это за насекомые (дети слушают запись звука насекомых и произносят их): шипение змеи, жужжание пчелы. Жука
(СЛАД № 20-22)
Воспитатель: мы вышли с вами на другую лесную полянку. Немного отдохнем
Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Раз, два, три, четыре. пять-
Мы пошли все в лес гулять.
Столько видели деревьев,
Что их все не сосчитать!
Вот берёза, вот кленок,
Рядом стройненький дубок,
Вот рябина, вот сосна-
Всех согрела их весна.
Стали листики пускать,
Дружно солнышко встречать!
Пальцы сжаты в кулачки, затем отгибаются по одному и шевелятся.
Ритмично сжимают и разжимают ладони.
Загибают пальцы по очереди.
Дети шевелят пальчиками
Ритмично сжимают и разжимают ладони.
Воспитатель: Ветер разбросал кленовые листочки. Посмотрите на них какое-то задание
Нужно соединить название картинок с буквами «С» и «З» (приложение)
Воспитатель: А на листочках березовых – другое задание. Зашифрованные слова. Посмотрите на картинки и подумайте, какое слово спряталось (по первым звуками слов-картинок составляется новое слово)
(приложение)
Двигательная пауза «деревья»
Воспитатель: Вот еще один лесной житель:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
Воспитатель: заяц хочет рассказать, какая история с ним приключилась. Он принес картинки. Ребята, разложите их последовательно, так чтобы можно было составить рассказ. Проверим (СЛАЙД № 26)
Вопросы:
С чего началась эта история? Куда пошел Зайка? Что с ним приключилось? Почему? Как чувствовал себя зайка?
Воспитатель: Как начнем эту история (Однажды…. Жил-был зайка…., Как-то…..)
Кто хочет рассказать историю? (по желанию 3-4 ребенка)
Воспитатель: Как может закончится эта история? Придумайте окончание этой истории (ответы детей). А закончилась эта история так…. (СЛАЙД № 27).
Как можно назвать этот рассказ? («неудачная поездка зайки?», «Невнимательный зайка» и т.д.)
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. (СЛАЙД 28)
Ребята как нам нужно вести себя в лесу? Почему? (беседа о правилах поведения в лесу).
Нужно беречь лес и лесных жителей. Не ломать, не кричать, не загрязнять и т.д.
Воспитатель: Где мы с вами были? С кем встречались? Какие задания выполняли? Какие задания вам понравились? Какие вы хотели еще выполнить.
Воспитатель: На память о нашей встрече, лесные жители вам дарят картинки о себе, но они необычные. Нужно их заштриховать. Это вы можете сделать в свободное время (Приложение).