Материал: фотография (иллюстрация) Айболит, письмо от доктора Айболита, конверты с заданиями, план – схема, чемоданчик, угощение детям – витамины, дидактическая игра «Сложи из треугольников» и набором геометрических фигур, изображение насекомых, музыкальное сопровождение, презентация «Цветы и бабочки».
Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского, дидактическая игра «Времена года», «Назови форму и цвет».
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, художественное слово, поощрение, вопросы, указания, анализ и итог занятия.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня нам пришло письмо от доктора Айболита.
Он пишет: «Милые детки, помогите, от Бармалея меня спасите! Надо в путь мне отправляться, чтоб делами заниматься. Но противный Бармалей спрятал от меня портфель, там хранились все лекарства и таблетки, и пилюли. Только план он мне оставил, где найти все это можно. Только будьте осторожны! Ждут вас трудности в пути. Но попробуйте их пройти. Очень жалко мне зверят, которым я помочь бы рад»
Воспитатель: Что, ребята, мы поможем? Трудностей не испугаетесь? С заданиями справитесь? Начнем с загадки.
Солнце глянуло в окно,
Всем пора вставать давно.
Поскорее просыпайтесь,
И за дело принимайтесь.
В какое время суток это бывает? Правильно, утром. Доктор Айболит просыпается рано утром, делает зарядку, как и мы. А какие части суток вы еще знаете? Отлично!
Воспитатель: Вот и карта здесь, нужно ее прочесть, чтоб отправиться в путь.
Вот первый конверт: надо помочь ответить на вопросы Айболиту.
Мы завтракаем утром, ужинаем -..., обедаем - ... (дети называют).
Ночь, а что за нею? (ответы детей)
Что следует за днем? (ответы детей)
После длинного дня наступает ...?(ответы детей)
Когда все спят? (ответы детей)
А какое сейчас время года?
Назовите все времена года.
Воспитатель: А мы с вами даже песенку знаем про весну – красну.
(Дети исполняют песню «А, весна!»).
Воспитатель: Вот и молодцы, ведь нас ждут дальнейшие испытания. Куда же нам идти? Кто нам скажет?
(Воспитатель вывешивает на доску план-схему.)
Дети: Надо пройти прямо, а потом повернуть направо.
Воспитатель: Правильно. И окажемся мы на полянке лесной, где живут множество разных существ.
(Выставить на мольберт изображения насекомых)
Воспитатель: Кто живет тут?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Давайте мы их посчитаем и назовем. (Бабочка, божья коровка, муравей, стрекоза, пчела). Сколько всего? А давайте посчитаем по порядку. Откуда и куда будем считать?
Дети: Слева – направо.
Воспитатель: Считаем. Первый, второй и т.д. Кто у нас стоит первый? А второй? Кто четвертый? А какой по счету муравей (или другое насекомое)?
(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь мы с вам превратимся в бабочек. Мы сейчас покажем, как мы умеем держать спинку и рисовать точки ножками. Крекс - пекс- повернись, в бабочку ты превратись.
(Дети исполняют танец «Как маленькие бабочки и мотыльки учились танцевать».)
Воспитатель: Ребята, доктор Айболит дальше дорогу не знает, но на плане – схеме нарисован дальнейший путь. Куда идти?
Воспитатель: Отправляемся в путь. Посмотрите, кругом что-то непонятное творится. Ни на что не похоже. Что это такое?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Нам нужно узнать, что за фигуры у нас есть.
Дети: (рассматривают геометрические фигуры и рассказывают их особенности) Треугольник – три угла и три стороны, квадрат – все стороны одинаковые, круг – нет углов и умеет кататься; овал – нет углов, но не умеет кататься, прямоугольник – противолежащие стороны равны.
Воспитатель: Ребята, видимо в лесу был очень сильный ветер и у всех домиков сорвало двери с петель. Поможем птичкам в лесу?
(Дидактическая игра «Подбери фигуру»).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А здесь есть фигуры, которые нужно сложить из треугольников. Сможем?
(Дети складывают картинки из треугольников. Дидактическая игра «Сложи из треугольников»)
Воспитатель: Ой, ребята, оказывается, помогала Бармалею маленькая моль. Видимо, она была грустная, потому что у нее не было друзей. А давайте мы с вами споем веселую песенку, научим ее игре с пальчиками.
(Пальчиковая игра «Моль – моль - моль – ядовитая букашка!»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Айболиту добраться до чемоданчика, теперь звери будут здоровы. Вы ему очень понравились: помогали, старались, переживали за него. И про вас Айболит не забыл, он вас угостит витаминами, чтобы вы не болели, выросли крепкими и здоровыми.