Внесение живого объекта, черепахи.
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представление детей о жизни животных пустыни (верблюды, вараны, тушканчики, черепахи).
- Продолжать уточнять и расширять представление детей о внешнем виде черепахи; сообщить детям о некоторых навыках черепахи.
- Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида и характером передвижения; рассказать об образе жизни черепахи.
- Учить детей создавать необходимые условия для жизни черепахи в террариуме.
- Учить детей обследовательским действиям, развивать умение анализировать факты, строить простейшие умозаключения и суждения.
- Воспитать бережное и заботливое отношение к черепахе. Желание за ней ухаживать.
Предшествующая работа: рассматривание книг о пустынях, степях.
- «В песках» - Н. Сладков.
- «География в картинках» - Г. Ганейзер.
- «Просторы Калмыкии».
- Чтение книги и беседа по ней: «В пустыне» - Снегирева.
- «Почемучка» - жизнь животных в пустыне.
- Рассматривание карты: «Мир вокруг нас».
- Заучивание загадок про ящериц, змей, черепах, варанов, сусликов, тушканчиков и т.д.
Дидактическая игра: «Зоологическое лото» - запоминание животных пустыни, лесов и т.д.
Дидактическая игра: «Чьи следы» - лесные и пустынные животные.
Материал: наряд Старика Хоттабыча, иллюстрации о животных пустыни, бинокль, живая черепаха, ковер. Музыка.
Следы: верблюдов, варанов, змей и т.д.
Контур тушканчика.
Краткий ход:
- Я, великий путешественник Старик Хоттабыч, много повидал и много узнал.
- Я, приглашаю вас в путешествие, в самую жаркую часть нашей земли.
- А куда? Отгадайте мою загадку:
Оно, как море, только вместо воды – песок и песок, как волны. Волны песка называются барханами. Желтый песок всюду. Сильно печет солнце, глина потрескалась от жары, камни почернели от солнца.
- Вы узнали это место? (пустыня).
- Назовите мой любимый вид транспорта, на котором мы отправимся путешествовать? (ковер).
- А, вот я его называю ковролетом.
- Где мой бинокль или подзорная труба?
- Но, чтобы поднялся наш ковролет, надо отгадать задание: (вношу карточку – «Какое животное здесь лишнее? (верблюд)).
- Всех приглашаю на ковролет, усаживаю детей.
Музыка.
- Дети, вы, наверно, думаете, что мы будем делать в этой огромной и горячей пустыне, где, наверно, ничего не растет и никто не живет?
- Наш ковролет летит низко над землей и можно увидеть много удивительного и интересного.
1 мольберт (верблюды – иллюстрации).
- Ой, смотрите, что за караван идет, позвякивают колокольчики? (дети говорят - верблюды).
- Расскажите, что вы знаете о верблюдах (дети говорят, я добавляю).
2 мольберт (тушканчики).
- А какого мы сейчас увидим зверька, отгадайте по контуру (показываю тушканчика).
- На какого зверька он похож?
- А зачем длинный хвост тушканчику?
- А длинные ноги для чего? (для передвижения и т.д.).
3 мольберт (змеи, вараны).
- А это, что за чудище пучеглазое? (варан).
- Дети, а какие загадочные истории вы знаете о варане? Расскажите, пожалуйста (съедают черепах, мелких ящериц, жуков, съедают свою шкуру).
4 мольберт.
А вот смотрите, дети еще слева пронеслись быстроногие сайгаки, а справа шелестя, шурша травой сухой, выползает кнут живой. Вот и встал и зашипел. Кто же это такой? (кобра, змея).
5 мольберт.
- Ребята, вы хотите увидеть живого пустынного животного? Наш ковролет идет на снижение.
Музыка играет.
Вот он коснулся песка, все встали.
- Да, ребята здесь какие – то следы. Угадайте, какого животного здесь следы. Много их пробежало здесь (следы верблюда, змеи и варана).
6 мольберт.
- А вот здесь мы с вами кого – то увидим. Отгадайте.
«Что за чудо. Вот так чудо.
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги».
Вношу черепаху. Рассматриваем.
- Какое же это животное? (черепаха).
Черепаху помещаю на пол, даю возможность 1-2 минуты осмотреть ее.
- Чем, ребята покрыто тело черепахи? (панцирем).
Затем беру черепаху на руки, обхожу сидящих детей, показываю: панцирь покрывает все ее тело, из-под панциря видны голова, ноги.
Даю погладить черепаху, рассматриваем узор на панцире.
- Какой панцирь у черепахи мягкий или твердый?
Воспитатель: - Ребята, можно ли узнать, сколько лет черепахе? Как вы думаете, как это сделать?
Для этого предлагаю нескольким детям посчитать количество кругов на пластинках панциря: сколько кругов, столько и лет черепахе.
- А как двигается черепаха? Быстро или медленно? (медленно).
Воспитатель: - Если до головы или ног животного слегка дотронуться палочкой, можно узнать еще об одной особенности черепахи – она прячет голову и ноги.
Показываю детям заранее приготовленную картинку с изображением пустыни.
Воспитатель: - Рассказать об образе жизни черепахи на воле. Сообщить о том, что есть черепахи пустынные и морские. Это черепаха какая? (пустынная, степная).
- Чем питается она? Кто расскажет?
Воспитатель: - Осенью поздней черепаха уходит в спячку и спит 8-9 месяцев. Ее нельзя тревожить. А весной она просыпается.
А что нужно сделать в террариуме, дома, чтобы черепахе хорошо жилось? Что положить на дно террариума? Что нужно посадить или положить, чтобы было так как на воле? А чем ее будем кормить, как вы думаете? (свежими овощами, капустой, огурцами, картошкой, морковкой, свежим клевером).
Нужна ли ей вода? (в террариум можно поставить воду).
Воспитатель: - Вам понравилась черепаха?
А теперь мы возвращаемся в наш детский сад (усаживаются на ковролет).
Музыка.
- Ребята, вам понравилось путешествовать со мной?
Куда мы с вами путешествовали? (в пустыню).
Вы все мне понравились. А сейчас я ухожу. До свидания.
Музыка.