Словарная работа: первоцветы, подснежник, ледоход, март – протальник, апрель – снегогон, май – травень.
Материал: кукла в костюме «Весна», разрезные картинки для каждого весеннего месяца, запись музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года», цветы – лепестки с набором слов, колокольчик, корзинка, медали, картинки-раскраски.
Методы и приёмы:
-- словесные: беседа, вопросы, загадки, д/и «Составь из слов предложение», «Слова – признаки, Весна», речевая игра «Замечательный сосед».
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, поговорок, пословиц, загадок о весне, рассматривание картинок о весне.
Ход занятия
Воспитатель:
-- Ребята, сегодня к нам в гости пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их и подарим им свои солнечные улыбки.
-- А теперь возьмёмся за руки, сделаем круг, посмотрим друг другу в глаза и подарим свои улыбки друзьям, ведь именно с неё начинается приятное общение.
-- Сегодня на занятии нас ждёт много интересного, занимательного и впереди нас ждут сюрпризы.
-- А для начала послушайте музыкальное произведение
П.И. Чайковского о времени года.
-- Мы с вами прослушали музыку. Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная).
-- Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели).
-- Как вы думаете, о каком времени года эта музыка? (о весне, передаёт эта музыка).
-- Вы догадались, о чём будет наше занимательное путешествие? (о весне).
(встаньте в круг)
I
Воспитатель:
-- А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Замечательный сосед». Согласны! Но вы должны помнить, первым отвечает тот, кто стоит справа и полным предложением.
Вопросы:
1) Назови какой сегодня день недели, число и месяц?
2) К какому времени года относится месяц апрель? (к весне)
3) Сколько у весны братьев – месяцев? (три). Назови их? (март, апрель, май)
4) С чего начинается весна? По каким изменениям в природе можно догадаться, что пришла весна? (солнышко пригревает сильнее, тает снег, появляются проталины, первоцветы, подснежники, капель).
5) Изменились ли деревья? (деревья стоят голые, но можно заметить набухшие почки; начинается сокодвижение).
6) Что можно сказать о птицах? (на Родину возвращаются перелётные птицы, они громко поют, строят гнёзда).
7) Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, жаворонки…).
8) Что происходит на реке? (весенние ручейки стекают к реке; лёд трескается, ломается; начинается ледоход).
9) А как в народе называют месяц март? (протальник, снегогон, травень).
-- Молодцы! Правильно ответили на вопросы. Даже назвали сложные слова, которые можно разделить на два слова: (первоцветы, подснежники, ледоход).
II
Воспитатель:
-- Вот стоит весенний лес!
В нём много сказок и чудес, (строятся друг за другом) немного отдохнём в лесу, разомнемся.
Динамическая пауза
-- 1-2-3-4-5
-- В лес отправимся гулять (обычная ходьба)
-- По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём (змейкой)
-- Может быть и под листочком сладку ягоду найдём (смотрят вниз)
-- На носочки дружно встали, по дорожкам побежали (бег на носочках)
-- И на каблучках пойдём, через лужи обойдём (ходьба на пятках)
Отдохнули, вот и славно. Ой, подснежники ведь рядом.
Какой чистый свежий воздух, а какой аромат цветов. Вдохните его через нос и задержите дыхание, а теперь сделайте выдох (делаем 3 раза).
Радостна, хороша, и пахуча весна.
-- Ребята, посмотрите, а цветы то не простые, что на них? (слова). Чтобы было легче разгадать их, будем работать парами.
1) Что можно составить из слов? (предложение). (дети зачитывают)
а) Весна пришла
б) Солнце светит
в) Тает снег
г) Прилетели грачи
2) А если мы объединим предложение, что у нас получится? (рассказ). (дополнительно добавляют свои слова).
А чтобы полянка была чистой, уберём цветочки в корзинку.
III
Воспитатель:
-- Ребята, становитесь дружно в круг посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:
Колокольчик расписной
Он всегда, везде со мной.
Дин-дон, дин-дон
Раздаёт загадки он.
-- Ребята, о весне вы знаете много стихов, загадок, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика.
Воспитатель:
-- Ребята, у меня для вас тоже есть загадка:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не достали кошки. (скворечник).
-- А сейчас мы немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы повесили скворечник,
Для весёлого скворца. (попеременно постукиваем кулачками друг о друга по столу)
Мы повесили скворечник,
Возле самого крыльца (сводим руки над головой)
Всё семейство впятером,
Проживает в доме том (попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Мать, отец и скворушки,
Чёрненькие пёрышки (соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза).
IV
Воспитатель:
Дидактическая игра (собери картинку)
-- Ребята, посмотрите, кто-то перепутал картинки. Надо их правильно собрать по месяцам:
Сколько весенних месяцев? (три). Назовите их (март, апрель, май).
Давайте разделимся на три группы (каждая подгруппа собирает свою картинку)
Молодцы! Справились с заданием.
V
Воспитатель:
-- Ребята, а как можно назвать весну? Какая она? (называют слова – признаки к слову весна: цветущая, ранняя, поздняя, красивая, весёлая, дружная, звонкая, тёплая, долгожданная, смелая и т.д.).
(Звучит музыка. Входит весна)
-- Да это же сама весна у нас в гостях!
Весна:
-- Здравствуйте милые дети. Я очень рада, что вы так много знаете обо мне. А какие тёплые слова вы обо мне говорили. Спасибо за вашу доброту, находчивость, старания. За правильно выполненные задания я дарю вам эти медальки и свои картинки, пока они чёрно-белые, но я знаю, что вы раскрасите их во все цвета радуги.
К сожалению, мне пора прощаться, меня ждёт впереди много дел.
До свидания!
Воспитатель:
-- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? А чем оно вам запомнилось? Давайте вместе, дружно попрощаемся с гостями, скажем им до свидания.