Просмотр содержимого документа
««Путешествие в Страну Цифрографию».»
Занятие по математике в старшей группе.
«Путешествие в Страну Цифрографию».
Программное содержание:
Упражнять в порядковом счёте предметов и соотнесение к ним карточек с цифрами, ставить цифры по-порядку. Повторение пройденных цифр. Учить детей ориентироваться по плану, с помощью условной мерки определять длину или ширину. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Уметь на слух решать математические задачи, понимать какое число больше, а какое меньше. Учить к какой цифре относится день недели. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Материал: конверт с письмом; карточки с цифрами от 1 до 7; треугольник; изображение ручейка; треугольники, игрушки на каждого ребенка, палочки разной длины, муз.сопровождение.
Ход: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Давайте откроем его и посмотрим, что же в нём. Смотрите, здесь какой-то план и стрелка, по которой надо идти. Кажется это старая карта пиратов, которые искали клад, но так и не нашли, потому, что здесь много цифр и стрелок, а пираты – это люди необразованные, не любили учиться и потому не смогли разгадать таинственную карту, где зарыт клад. Может быть у нас с вами получится. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чём мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- Как вы догадались, что это поезд? Ну что ж, давайте в путь- дорогу…
- А в пути поиграем. Сколько всего вагонов у поезда?
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон, какого цвета стоит четвёртым?
- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
- Какого цвета вагон левее желтого?
- Какого цвета вагон правее красного?
Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут.
Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
- Ребята, обратите внимание на эту интересную карту. Что нам поможет, чтобы правильно сориентироваться и не запутаться по этой карте?- Вот мы и начинаем наше путешествие. Сначала куда едем?
- Правильно, прямо.
- С какой цифрой мы встретились? (“с цифрой 1”)
- Итак, мы встретились с цифрой 1. А вот и первые трудности. На доске беспорядочно расставлены цифры до 7. Надо собрать их по порядку.
- Итак, в какую сторону едем дальше? (“в правую сторону”)- С какой цифрой мы встретились? (“с цифрой 2”)- Выполняем задание №2- математические задачи.
1) - Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. - Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки. - Ну нет, это я самый главный,- сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях. "Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце".
Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
2) Пришла к фотографу семья. - Сфотографируйте нас, пожалуйста. - Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить. Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.
Вопросы. Сколько всего человек в семье? (7) Сколько взрослых? (4) Сколько детей? (3)
Вопрос. Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
4) Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугайчика, Степан - заводной вездеход, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя - переводные картинки.
Вопросы. Сколько подарков получил Антон? (4) Сколько детей было на дне рождения? (5)
5) Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: "Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю". Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы. Кто больше наловил рыбы? Почему? Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)
6) У нас большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница, бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад.
Вопросы. Сколько человек в нашей семье? (6)
7) На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Бура-тино и Мальвина. Затем показался Карлсон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.
Вопросы. Сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? (9)
8) Семену исполнилось 7 лет. "Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?" - спросил он у мамы. Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк. А красивую машину "Чайка", и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.
Вопрос. Сколько игрушек было у Семена? (9)
9) Сережа принес в детский сад книжку "Красная Шапочка". Люся принесла сказку "Золушка". Таня - книжку "Три медведя". Вася принес сказку "Теремок", а Андрей - "Золотой ключик". Тамара принесла две книжки: "Курочка Ряба" и "Колобок". Но дети сказали: "Эти сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их малышам".
Вопросы. Сколько книг дети принесли? 7)
10) Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела песню о родном крае. Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру, а чей-то папа показал чудесные фокусы. Этот номер мне понравился больше всего. Я дома пробовал повторить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.
Вопрос. Сколько номеров было в концерте? (4)
11) Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно! "А что если молочное еще вкуснее?". И купил молочное. "И сливочного тоже хочется". Съел сливочное. "Что-то я пломбир давно не пробовал",- подумал Степашка и купил пломбир. Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. "Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем",- подумал Степашка и купил себе еще три порции.
Вопросы. Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7) Что теперь будет со Степашкой?
- А теперь в какую сторону едем? (“в левую”)
- Как вы узнали? (“по схеме”)
- С какой цифрой мы встретились? (“с цифрой 3”)
- Тогда выполняем задание №3: Перед вами 7цифр и дни недели. Надо расставить эти цифры так, как идут дни недели. Почему 5-это пятница, а не вторник. И т.д.
Мы с вами очутились на сказочной полянке. А ждут нас тут игрушки. Саша, возьми игрушку 3-ю слева. Оля, а ты -2-ю справа. Женя, а какая игрушка нравится тебе, где она стоит и какая по счету.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Танец или упр. с игрушками.
- Едем дальше по Стране порядковых цифр. В какую сторону едем? (“в левую сторону”)
- И на какой цифре останавливаемся? (“на цифре 5”)
- Следовательно, какое задание сейчас будем выполнять? (“пятое”)
Ехали мы, ехали и вот приехали на станцию ТРЕУГОЛЬНИКОВ. Случилась авария. ПОМОГИТЕ!!! Все треугольники рассыпались. Надо собрать из них рисунок, тогда мы можем ехать дальше.
Теперь снова в путь. В какую сторону едем? (“в правую сторону”)
- На какой цифре останавливаемся? (“на цифре 6”)- Какое задание будем выполнять? (“шестое”)
- Выполняем задание №6: Перед вами 1длинная палочка и несколько коротких, вам надо решить, ск. мал. палочек поместится на длинной. Ответы детей. Молодцы, с заданием справились. Мы все ближе и ближе к кладу.
- Едем дальше. В какую сторону едем?(“прямо”) - На какой цифре останавливаемся?(“на цифре 7”). Посмотрите, какая-то цифра непонятная. Заколдованная что-ли. Перевернутая. Чем ближе клад – тем сложнее задания. Перед нами река, а перейти ее сможет только тот, кто ответит на вопрос-что больше или меньше. Кто ошибется – тот промочит ноги.
Задание № 7: Что больше 4 или 5. На сколько. И т.д.
Теперь мы с вами поворачиваем в какую сторону. (в левую).На карте приклеена записка- «Вы справились со всеми заданиями. Молодцы. Клад находится в правом углу группы от входной двери. Дети находят клад и угощаются.