Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию математических представлений»
Пояснительная записка
Рабочая программа Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе комбинированной направленности для детей с умственной отсталостью составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Данная программа рассчитана на организацию непрерывной образовательной деятельности подгрупповой формы в количестве - 19 часов в год
Цельрабочей программы: формирование способов усвоения общественного опыта умственно отсталым ребенком, обучение умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
Программа способствует решению следующих задач:
- формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);
- сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, множества предметов; группировать их по определенному качественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения, и др.);
- познавательному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);
- развитию речи (накоплению словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами и др.; формированию грамматического строя речи).
Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с логикой внутрипредметных связей, а также с психологическими и возрастными особенностями развития воспитанников. Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых дошкольников не предусматривает реализацию национального регионального компонента. Содержание, методы и формы проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений способствуют сохранению и укреплению как физического, так и психического здоровья детей. Охрана и укрепление всех видов здоровья детей является компонентом ДОУ. Вся образовательная деятельность построена с учетом технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая включает в себя несколько видов: физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения, дыхательные упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Содержание рабочей программы по формированию элементарных математических представлений реализуется в образовательной области «Познавательное развитие» в процессе совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Работа с воспитанниками по формированию математических представлений начинается с заданий на подбор и объединение предметов по определенному признаку - с самого начального этапа развития представлений о множестве
Начиная с третьего года обучения у воспитанников формируют простейшие измерительные навыки: учат измерять, отмеривать, сравнивать непрерывные множества, пользуясь условными мерками
Формирование математических представлений имеет огромное значение как для формирования системы знаний ребенка, так и для развития познавательных процессов - восприятия и мышления. Технология дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Главным и неоспоримым достоинством данной методики является способ подачи материала. Вся непрерывная образовательная деятельность проводится в занимательной игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему усвоению программного материала. Специфика: при построении программы учитывается интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования, образовательной области «Познавательное развитие» решаются в ходе реализации таких областей как: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непрерывная образовательная деятельность в организованных видах деятельности. Длительность подгрупповой формы непосредственно образовательной деятельности:. 3 год обучения - 25 мин. Длительность индивидуальной формы непрерывной образовательной деятельности - 10 - 15 минут. Сопутствующие формы обучения: непрерывная образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
Тематический план по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью ________________________ 3 год обучения_
№ п/п
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
КОЛИЧЕСТВО НОД
1
Счет в пределах 5
3
2
Сравнение двух групп предметов
3
3
Выделение заданного количества предметов из множества
2
4
Пересчет в пределах 5
2
5
Определение количества изображенных предметов
2
6
Решение задач
3
7
Операции объединения и разъединения
3
8
Измерение непрерывных тел
1
Итого:
19
ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ С УЧЕТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 3 год обучения
• осуществлять анализ, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи и отношения
• владеть словарем, связанным с математическими представлениями
• проговаривать действие в речи до его выполнения • осуществлять счет и различные операции с множествами в пределах 4, 5
• решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах 5; по представлению и отвлеченно в пределах 4
• формировать простейшие измерительные навыки.
Показатели развития к концу третьего года обучения
• уметь считать в прямом и обратном порядке в пределах 5
• определять количество предметов и предметных изображений на картинках расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах 5
• сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества
• решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах 5; по представлению и отвлеченно, в пределах 4
• измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки
• усвоить представления о сохранении количества.
Содержание рабочей программы «Формирование элементарных математических представлений»
3 год обучения
1квартал
Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах трех). Учить детей выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев. Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько сколько ...). Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру. Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах трех, четырех при одинаковом и разном расположении. Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству протяженные, жидкие и сыпучие тела, используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет. Упражнять в преобразовании множеств предметов (без счета и на основе счета), используя разные способы преобразования; преобразование непрерывных множеств: из неравных делать равные и наоборот (досыпая, доливая или убавляя некоторое количество). Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения; определенное количество: жидких и сыпучих тел не меняется независимо от объема сосудов), использовать прием приложения и счет как способы проверки.
2 квартал.
Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех. Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах четырех. Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах четырех. Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти. Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки. Учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой; определять, сколько стаканов воды в лейке, ложек риса в тарелке; измерять длину или ширину стола с помощью бруска и т. п.
3 квартал
Упражнять детей в преобразовании множеств предметов 1. Учить осуществлять счет в обратном порядке от трех, четырех. Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех. Учить детей выделять 5 предметов из множеств по слову. Учить пересчитывать предметы в пределах пяти. Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти. Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах пяти. Учить детей осуществлять счет в обратном порядке от пяти. Упражнять детей в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел, используя условную мерку (брусок, ложка, стакан и др.). Учить отмерять условной меркой заданное количество: «Насыпь 3 ложки риса», «Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 2 бруска на линии» (линия проведена педагогом на доске), т.д. Учить сравнивать величины с помощью условной мерки.
Способы проверки усвоения содержания рабочей программы «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга) два раза в год (сентябрь, май), Такая диагностика связанна с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования. Оценка индивидуального развития детей проводится в форме индивидуального обследования (приложение №1) и фиксации результатов в протоколах обследования (приложение№2), при необходимости в соответствии с результатами может быть проведена корректировка планов индивидуальной работы с ребенком. Итоги диагностики обсуждаются на мини-педсоветах, где присутствуют все специалисты, работающие с данной категорией воспитанников.
Календарно - тематическое планирование по разделу «Формирование математических представлений»____________________3 год обучения
Дата
Тема №
Опорные слова
Программное содержание
Краткое содержание НОД
Коррекционная работа
План
Факт
Сравнение двух групп предметов: соотносить звуки и движения
Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой
Пересчет, счет в пределах 5, соотношение с количеством пальцев
Выделение заданного кол-ва предмета из группы по слову
Группировка по количественному признаку
Операции объединения/ разъединения
Пользование выражением: меньше, больше, сколько, столько
1 Диагностическое обследование индивидуального развития детей с фиксацией результатов в картах наблюдения детского развития
2
Собираем урожай овощей и фруктов.
Названия овощей фруктов
Соотнос ить с кол-вом пальцев
Выделять 4 пред мета по подража нию, образцу
- Соберем урожай овощей - Соберем урожай фруктов
Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание
3
Соотнесе ние 2-х групп предмето в
Больше меньше столько сколько столько же
Учить соотносить 2 группы предметов прием приложени я, наложени я
Обозначать результат словом
- Яблоки и груши. - Где больше? - Где меньше?
Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание
4
Пересчет предмето в в пределах 4
Посчитай Названия числи тельных
Пересчет как способ проверки
Учить пересчет у в пре делах 4, показ кол-ва пальцев
Обозначать результат словом
- Сосчитай - Сколько? - Возьми столько же игрушек
Развивать наглядно действенное мышление
5
Количество предметов
Соотносить с кол-вом пальцев
Выделять 4 пред мета одинаково и расположеных
Обозначать результат словом
- Сосчитай все предметы
Развивать наглядно действенное мышление
6
Сравнение дискретных и непрерывных множеств
Больше меньше Столько сколько столько же
Пересчет как способ проверки
Определение кол-ва условной меркой
Обозначать результат словом
- Сосчитай все предметы - Каша для куклы Разноцветная вода
Развивать наглядно действенное мышление
7
Преобразование множеств предметов
Больше меньше столько сколько столько же
Преобра зование множеств
Без пересчет а с пере счетом
Обозначать результат словом
- Напоим кукол чаем - Стулья для матрешек
Развивать наглядно действенное мышление
8
Решение задач.
Сколько?
Закреп лять умение объеди нять предметы
Обозначать результат словом
Учить решать задачи на нахождение суммы 3
Развивать наглядно действенное мышление
9
Решение задач.
Сколько?
Закреп лять умение объеди нять предметы
Обозначать результат словом
Учить решать задачи на нахождение суммы 3
Развивать наглядно действенное мышление
10
Объединение предметов Разъединение предметов
Числительные (4)
Счет в пределах 4
Учить объеди нять/разъединять предметы в пределах 4
19 Оценка индивидуального развития детей с фиксацией результатов в картах наблюдения детского развития
Оценка индивидуального развития детей
Социальное развитие 3 год обучения
КРИТЕРИИ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
УРОВЕНЬ
Уметь считать в прямом и обратном порядке в пределах 5
Материал: 5 чашек-вкладышей. Инструкция: Педагог ставит перед ребенком чашки-вкладыши. - Сосчитай, сколько всего чашек? (ответ фиксируется). - Я буду вкладывать чашечки друг в друга, а ты называй, сколько осталось в ряду.
Высокий: приступает к выполнению задания, владеет прямым и обратным счетом
Средний: приступает к выполнению задания, владеет прямым и обратным счетом до 2-3 . Низкий: не приступает к выполнению задания или при пересчете называет количественные числительные.
Определять количество предметов и предметных изображений на картинках расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах 5
Материал: картинки с изображением предметов в различном расположении. Инструкция: Педагог считает предметы на картинке слева направо, затем справа налево, каждый раз спрашивая у ребенка: «Можно ли так считать?» затем предлагает ребенку самостоятельно пересчитать предметы, которые изображены в разных расположениях.
Высокий: приступает к выполнению задания, отмечает факт возможности счета в разном расположении.
Средний: приступает к выполнению задания, отмечает факт возможности счета в данной совокупности в двух различных порядках расположения.
Низкий: не приступает к выполнению задания.
Сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества
Материал: адаптированный вариант игры «Гости и стулья», авт. Д.Альтхауз, Э.Дум: карточки с кругами, в которых нарисованы символические изображения кукол и стульев, карандаши. Инструкция: Педагог выкладывает перед ребенком 3 карточки, на которых попарно нарисованы круги с символическими изображениями кукол и стульев. Ребенку предлагается слушать рассказ взрослого и отбирать соответствующие картинки. Затем педагог предлагает ребенку проверить свой выбор, соединяя на каждой картинке попарно кукол и стулья, и оценить свои действия словами «Я выбрал правильно». Педагог: - Это куклы, а это стулья. Куклы пришли в гости. Каждому гостю ставят стул. Найди картинку, где нарисовано столько же гостей, сколько стульев. Стульев оказалось больше, чем гостей. Каждый гость сидит на стуле, но не каждом стуле сидит гость. Найди такую картинку Гостей оказалось больше, чем стульев. На каждом стуле сидит гость, но не у каждого гостя есть стул. Найди такую картинку.
Высокий: приступает к выполнению задания, понимает его смысл, устанавливает равенства и неравенства между объектами, пользуется пересчетом, проводит проверку путем поэлементного соединения.
Средний: приступает к выполнению задания, пересчитывает отдельные изображения, считает их, использует поэлементное количественное соотнесение, допускает при этом ошибки, но на результат выполнения задания это не влияет. Низкий: не приступает к выполнению задания
Решать задачи с открытым (1) и закрытым (2) результатами на наглядном материале в пределах 5; по представлению(3) и отвлеченно(4), в пределах 4
Материал: кубики для постройки башни 5 шт.; пенал с 1 карандашом, еще 1 карандаш отдельно; д/игра «Задачи в картинках». Инструкция(1): Педагог предлагает ребенку строить башню, рассказывает задачу, говоря о том, сколько надо брать кубиков для постройки. - Я расскажу тебе задачу о том, как строить башню. Сначала поставь 2 кубика, потом возьми и поставь еще 1 кубик. Сколько ты взял кубиков? Сколько ты взял кубиков сначала? А сколько кубиков ты взял, чтобы построить башню? Инструкция(2): педагог говорит ребенку о том, что он будет рассказывать о карандашах, и просит ребенка сначала показать, что и как он будет делать с карандашами, затем сказать, сколько карандашей лежало в пенале сначала, сколько он положил, сколько стало в пенале. - У тебя в пенале лежал 1 карандаш, потом ты взял еще один карандаш, положил в пенал и закрыл его. Сколько карандашей сейчас лежит в пенале? Инструкция(3): педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку, рассказать, что на ней нарисовано, рассказать задачу и назвать ответ. Инструкция(4): сейчас я расскажу тебе задачу, ты внимательно ее послушай и назови мне ответ.
Высокий: приступает к решению задачи, выполняет все действия по ходу решения, дает правильный числовой ответ.
Средний: приступает к решению задачи, выполняет отдельные действия по ходу рассказа педагога, понимает, что надо назвать ответ, но называет ошибочный.
Низкий: не приступает к выполнению задания
Измерять(1), отмеривать(2) и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки
Материал: 2 миски - большая и маленькая, крупа, мерная ложка, карточка с 2-мя полосками, фишки. Инструкция(1): Педагог ставит перед ребенком миски с крупой. Надо узнать, где больше, а где - меньше. Договариваются о том, что измерять будут мерной ложкой, фишки откладывать на карточку с 2-мя полосками: большая миска- верхняя полоска, маленькая - нижняя. Проводится измерение. Как узнать, сколько ложек крупы было в большой миске, а сколько - в маленькой? Тут же проводится сравнение множеств. Инструкция(2): Педагог предлагает ребенку насыпать одинаковое количество крупы в миски разного размера. Чтобы было одинаково, что нужно сделать?
Высокий: приступает к выполнению задания, владеет приемами измерения, сравнения и отмеривания с помощью условной мерки. Средний: приступает к выполнению задания, владеет приемом измерения, остальное- затрудняется или выполняет неверно.
Низкий: не приступает к выполнению задания или выражает желание поиграть с крупой и мисками
Усвоить представления о сохранении количества.
Материал: «Бутылки», авт. Ж.Пиаже. 2 бутылки одинакового размера с пробками, мерные стаканы одного размера, кувшин с водой. Инструкция: Педагог наливает воду в 2 стакана. Он просит ребенка определить количество воды в стаканах: одинаковое или разное? В случае отрицательного ответа, вода доливается в тот стакан, где ее меньше, то есть уравнивается. Педагог просит ребенка подтвердить этот факт. Затем он наливает воду из одного стакана в одну бутылку, а из другого - в другую и просит ребенка определить, поровну ли воды стало в бутылках. Ребенок отвечает. Педагог переворачивает одну из бутылок, ставит ее на горлышко, и спрашивает ребенка, одинаковое ли количество воды в бутылках или нет
Высокий: приступает к выполнению задания, понимает, что надо следить за уровнем воды, определяет равенство воды в стаканах и бутылках, одинаково и различно расположенных на плоскости.
Средний: приступает к выполнению задания, понимает, что надо следить за уровнем воды, определяет равенство воды в стаканах и бутылках, одинаково расположенных на плоскости, не определяет равенство воды в бутылках в перевернутом виде одной из них. Низкий: не приступает к выполнению задания или выражает желание поиграть с водой.
Возрастная группа:
Воспитатели:
Дата заполнения:
№
Ф.И. ребенка
Уметь считать в прямом и обратном порядке в пределах 5
Определять количество предметов и предметных изображений на картинках
Сравнивать 2 группы предметов по количеству на основе пересчета каждого множества
Решать задачи с открытыми и закрытыми результатами на наглядном примере в пределах 5
Измерять и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки