kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дополнительного образования "Пальчиковые игры" по развитию сенсорных и коммуникативных способностей детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа поможет воспитателям развить мелкую маторику, умственные, речевые и творческие способностеи детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Пальчиковые игры" по развитию сенсорных и коммуникативных способностей детей с ЗПР»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»





Принято на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.2017г.


«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом №___ от


Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35»

___________________________Т.Г.Титова

«___»__________________________2017г.







Рабочая программа

дополнительного образования «Пальчиковые игры»

по развитию сенсорных и коммуникативных способностей

детей разновозрастной группы компенсирующей

направленности для детей с ЗПР

Срок реализации – 1 год




Учебно- программное обеспечение кружка.

Н.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической

группе для детей с общим недоразвитием речи».

О.А.Новиковская «Ум на кончиках пальцев».

Москва, Санкт- Петербург «Сова» 2005.



Рабочая программа учебного курса

включает содержание за пределами

ООП МБДОУ «Детский сад № 35»



Составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Михалева Ольга Викторовна









Городской округ Балашиха

Московской области, 2017г

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в редакции от 23.07.2013г.)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций».

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».

  • Гражданский кодекс РФ.

Рабочая программа составлена на основе:

  • авторских программ: О.А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев».

  • методических разработок: М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин «Страна пальчиковых игр»,

  • Л.А.Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

  • В.В. Коваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика».

Цель программы:

развитие умственных, речевых и творческих способностей детей, формирование

доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к предметам.

Задачи:

  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.

  • Устранение речевой и психологической патологии.

  • Укрепление общего состояния ребенка.

  • Развитие и укрепление мышц руки.

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

  • Воспитание бережного отношения к предметам.

  • Воспитание чуткости и внимания.

  • Расширение лексического запаса.

  • Разработка четких координированных движений пальцев рук во взаимосвязи с речью.

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий 15 минут (с 15.15 до 15.30) Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Ожидаемые результаты:

развитие внимания, памяти, восприятия.

развитие мелкой моторики руки.

умение ориентироваться на листе бумаги.

развитие эмоциональной сферы ребёнка.

развитие речевого общения.



Учебный план

Название курса

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятия

Количество воспитанников

«Пальчиковые игры»

1

4

32

20-25 минут

12









Учебно-методическое обеспечение.

Название

курса

Автор

Издательство

Учебно – методические пособия

«Пальчиковые игры»

Плутаева Е.

«Дошкольное воспитание», №5, 2005.С.43 – 53.

«Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет».

Тихомирова Л.Ф.

Басов А.В.

Ярославль ООО «Гринго», 1995.

«Развитие логического мышления детей».

Венгер Л.А.

Дьяченко О.М.

Москва «Просвещение»,1989.

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

Рузина М.С., Афонькина С.Ю.,
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
Новиковская О.А.

Санкт-Петербург, 1997
Санкт-Петербург, 2001
Москва, Санкт-Петербург «Сова» 2005

«Страна пальчиковых игр»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика».

«Ум на кончиках пальцев»


Диагностическая карта кружка «Пальчиковые игры» (12 группа)

2017– 2018 учебный год (начало года).

Группа разновозрастная коррекционная компенсирующего вида с ЗПР

Количество детей 12 человек

Обследовано 9 человек

Воспитатели: Михалева О.В.





Уровень

Сжимает кулачки

Соединяет ладони

Поочерёдное соединение пальцев

Переплетение пальцев рук

Тонкая моторика

Пространственное представления

Зрительно моторная координация

Развитие техники рисунка

Штриховка

Ориентировка на себе

Ориентировка на листе бумаги

Ориентировка во времени

Соответствует возрасту 3 балла

2

3

2

2

2

2

2

3

2

1

Отдельные компоненты не развиты 2 балла

3

3

3

3

3

3

2

3

2

2

Большинство компонентов недостаточно развиты 1 балл

4

3

4

4

4

4

5

3

5

6

Результаты











На начало года

мелкая моторика пальце

Соответствует возрасту 3 балла - 20%

Отдельные компоненты не развиты 2 балла – 33%

Большинство компонентов недостаточно развиты 1 балл – 42%
тонкая моторика:
Соответствует возрасту 3 балла - 22%
Отдельные компоненты не развиты 2 балла – 30%

Большинство компонентов недостаточно развиты 1 балл – 48%
пространственные представления:

Соответствует возрасту 3 балла - 22%
Отдельные компоненты не развиты 2 балла – 26%

Большинство компонентов недостаточно развиты 1 балл – 52%






График умений детей кружка «Пальчиковые игры» 2017-2018 (начало года)

Соответствует возрасту 3 балла - 21% (голубой0
Отдельные компоненты не развиты 2 балла – 27% (коричневый0

Большинство компонентов недостаточно развиты 1 балл – 42% (серый)











Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во

занятий

октябрь

Игры с пальчиками «Готовим салат вместе с мамой»

Упражнения на расслабление пальцев кистей рук:

«Погладим котёнка»,

Игра «Посмотри и запомни»

Развивать мелкую моторику.

Развивать внимание

Развивать умение сжимать и разжимать кулачки.

Учить детей запоминать знакомые предметы.

1

Игра «Запомни картинку».

Сматывание ниток в клубки.

Развитие мелкой моторики и координации движений. Развивать зрительное восприятие

1

Игра «Помоги Золушке перебрать крупу»

Игра «Что изменилось?»

Развивать творческое воображение.

Учить детей запоминать пространственное расположение предметов.

1

«Составь предмет из спичек»,


Игры с водой «Ураган».

Развивать коммуникативные отношения в совместных играх.

Учить детей правильно дышать.

1

Всего 4 занятия

ноябрь

Игра «Чего не стало?»,

Найди фигурки в сухом бассейне.

Развивать сообразительность.

Развивать память.

1

Поделки из природного материала «Птичка невеличка».

Воспитывать аккуратность.

Развивать внимание сообразительность

1

Игра «Запомни предметы и покажи»

Пальчиковая игра «Дружба»

Развивать зрительную память.

Развивать двигательную активность кистей рук.

1

Игры с прищепками:

  1. «Сделай лучик солнышку»

  2. Дождик из тучки»

  3. «Укрась звезду»

  4. «Составь цветок»

«Сделай ёжику иголки».

Развивать коммуникативные отношения в совместных играх.

1

Всего 4 занятия

декабрь

Поделки из бумаги (техника «Оригами») «Косынка для матрёшки».

Игра «Запомни и назови»

Учить сгибать лист по диагонали.


Развивать память.

1

Пальчиковая игра «Улитка»,

Цепочки из конструктора.

Игра «Найди ошибку»

Соотносить движение пальцев с текстом.

Учить детей сравнивать рисунок и схему.

1

Обведение трафаретов листьев.

Игра «Что сначала что потом?»

Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

1

«Домик» (в стиле «Оригами»).

Игра «Построй домик»


Развивать умения складывать бумагу в разных направлениях.

Учить ориентироваться на листе, соотносить цифры с местом их расположения.

1

«Новогодняя игрушка» поделка из бросового материала.

Игра «Помоги Деду Морозу пройти на ёлку»

Развивать воображение, воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем.

Закреплять уминия ориентирования на листе.

1

Всего 5 занятий

январь

«Елка»- оригами.

Рисование пальчиком на песке «Следы».

Игра «Найди игрушку»

Дорисовывать изображение, доводить начатое дело до конца.

Учить детей ориентироваться в групповой комнате, запоминать расположение предметов.

1

«Аквариум» (в стиле «оригами».

Игра «Поймай рыбку»

Развивать умение детей сгибать лист в разных направлениях.

Учить концентрировать внимание.

Развитие точных движений рук.

1

«Какая игрушка?» игра

Развивать воображение ,учить представлять предметы схематично.

1

Всего 3 занятия

февраль

Театр пальчиков (по желанию).

Игра «Что изменилось?»

Развивать скоординированность движений пальцев обеих рук.

Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Развитие внимания и памяти.

1

Поделка из пластилина «Самолёт»

Игра «Как долететь до аэропорта?»

Развивать творческие способности.

Учить детей ориентироваться по схеме.

1

Поделка из палочек «Подарок папе», «Цветная мозайка»

Игра «Чего не стало?»

Стимулировать творческую активность.

Развивать память.

1

Пальчиковая игра «Пароход».

Собирание пазлов.

Игра «Помоги Незнайке»

Развивать умение соотносить действия с текстом.

Развивать внимание.

Закрепить умения ориентироваться по схеме.

1

Всего 4 занятия

март

«Зайки скачут по лужайке» (в стиле «оригами», коллективная работа).

Игра «Покажи чего не стало»

Учить мысленно делить развёрнутый угол, складывать несколько деталей.

Учить воспринимать целостное изображение и детальное.

1

Поделка « Подарок маме» (цветок, ромашка),

Игры со шнурком (выкладывание по нарисованным линиям).

Игра «Сказка заблудилась»

Учить скатывать салфетки в шар,жгут.

Приучать к точным движениям пальцев.

Развивать память.

Развивать воображение детей.

1

Коллективная работа «Весенний лес» (из разных материалов).

Игра «12 месяцев»

Развивать координацию движений пальцев обеих рук.

Развивать сообразительность, внимание. Закрепить название месяцев.

1

Пластилинография «Волшебный цветок»

Игра «Перевертыши»

Развитие мелкой моторики.

Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

1

Пальчиковая игра со словами «Птичка»

Игра «Определи, что спрятано в песке». Игра «На что похоже?»

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

1

Всего 5 занятий

апрель

Разбери бисер по цвету.

Игра «Какая игрушка?»

Продолжать учить работать с мелкими деталями.

Учить работать по схеме.

1

Пальчиковая игра со словами «Дождик, дождик, лей, лей…»

Кляксография, рисование (по замыслу).

Игра «Что сначала, что потом?»

Развивать выразительность речи и движений.

Закреплять умение располагать картинки в порядке развития сюжета.

1

«Мотылёк» (в стиле «оригами»),

Заполнение объёма трафаретов крупой.

Игра «Волшебные картинки»

Учить точно складывать верхние боковые стороны к диагонали.

Закреплять умение создавать образы на основе схематичного изображения.

1

Пальчиковые игры с сопряжённой речью: «Замок», «Гармошка».

Совершенствовать движения пальцев.

1

Всего 4 занятия

май

Игра «Сделаем бусы», игра

«Определи, что спрятано в песке».

Игра «Чего не хватает?»

Развивать творческие способности,воображение.


Учить анализировать схему предмета.

1

Пальчиковые игры с сопряжённой речью: «Лошадка», «Дятел»,

Игра «Куда спрятался жучок?»

Увеличивать словарный запас, развивать двигательную активность пальцев.

Закреплять умение пользоваться планом.

1

Поделки из бумаги «Весенняя полянка» (коллективная работа).

Игра «Хитрые картинки»

Развивать умение сотрудничать.

Закреплять умение соотносить схематичные изображения предметов с детальными.

1

Всего 3 занятия

Всего 32 занятия

























«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35»

___________________________Т.Г.Титова

«___»__________________________2017г.




График проведения занятий




день недели

время проведения

Вторник/Среда

16.15-16.35





Доведено до сведения родителей

Протокол родительского собрания № 1 от «12» октября 2017 г.




Список детей



Ф.И. девочек

Дата рождения

Ф.И. мальчиков

Дата рождения

1.

Бикмухаметова Зарина

06.09.2012

Балуцел Иоан

27.01.2011

2.

Ефимова Кристина

05.12.2011

Бекташов Омурбек

25.09.2011

3.

Лапина Ксения

24.03.2011

Бондаренко Артемий

10.09.2011

4.

Махмутова Эльмира

25.05.2011

Кабров Герман

04.11.2010

5.



Костюхин Димитрий

30.11.2010

6.



Кредешев Роман

09.11.2011

7



Лавров Дмитрий

09.02.2011

8



Назаров Алексей

11.01.2011



17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михалева Ольга Викторовна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства