Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрального кружка "Мир театра" (дошкольные группы"»
Рабочая программа театрального кружка «Мир театра»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА :
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрастам (средний, старший, подготовительный), определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.
Цель программы:
Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные: Знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; развивать память, внимание, воображение, фантазию; формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, общее количество учебных занятий в год- 36. 25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в год — 34, 30 мин — подготовительная группа, общее количество учебных занятий в год — 34.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству. Занятия проводятся по следующей схеме: - введение в тему; - создание эмоционального настроения; -театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям); -изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Ожидаемый результат:
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка. К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками: Ребенок должен знать: - назначение театра; - деятельность работников театра; - виды театров; - виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. - знать 5—8 артикуляционных упражнений. Ребенок должен уметь: - передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи; - воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей; - контролировать внимание; - понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации; - выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. - принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; -изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. - уметь составлять предложения с заданными словами. - уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом. - уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Ребенок должен иметь представление: о сценическом движении; о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений; об оформлении спектакля (декорации, костюмы). Ребенок должен владеть навыками: культурного поведения в театре; определения состояния персонажа по схематическим рисункам; подбора собственных выразительных жестов; психологического настроя на выполнение предстоящего действия; произнесения небольших монологов; произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование: зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
I. Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий
в театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве.
Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол,
музыкальный театр.
Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Основы сценической речи.
2.1. Предмет «Сценическая речь» .
Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе
работы над сценической речью.
2.2. Культура речи.
Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр,
упражнений).
2.3. Дыхание и голос.
2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии
речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого
(фонационного) дыхания.
Практические занятия – дыхательная гимнастика:
1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания
(«Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).
2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания
(«Приятный запах», «Цветы» и т.д.).
3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и
конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание