4. Выявление установок семьи на общение с ребенком. А.Я.Варге, В.В.Столин «Тест родительского — отношения).
4. Игра «Почта» (выявление уверенности-неуверенности ребенка в родительской любви».
5. Выявление проблем в воспитании детей
Тренинги направлены на: проработку прогрессивных тенденций методика контактного взаимодействия педагогов с родителями уровня самооценки установление партнёрских взаимоотношений педагогического коллектива
Проведение консультаций с осуществлением дифференцированного подхода к работе с учётом многоаспектной специфики каждой семьи общение взрослого с ребёнком
Тренинги направлены на преодоление: страхов агрессии улучшение эмоционального фона помощь в адаптации ДОУ и соц. жизни (переход в школу).
Тематический контроль (внутри ДОУ)
- «Изучение педагогической направленности и документации педагогов в работе с родителями:
Участие родителей в жизнедеятельности ДОУ организация кружковой работы участие в управлении совместное проведение мероприятий (праздники, соревновании) клубы по интересам посещение групп во время адаптации ребёнка.
-
Итоговая диагностика Оценка родителями деятельности ДОУ
Ожидаемый результат.
Возможности удовлетворить потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ
Обеспечение благополучия ребенка и его комфортного пребывания в ДОУ
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Ознакомление родителей с конструктивными моделями поведения во взаимопонимании детско-родительских отношений
Осознание родительских позиций
Вовлечение, расширение активности детей и родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Составление плана работы педагога с семьей
Начальный заказ
Условия работы
Формы работы
Методы изучения
- подготовка к школе
- целенаправленность системность плановость
- общие, групповые родительские собрания
- анкетирование
- наблюдение за ребенком
- раннее изучение английского языка
- укрепление здоровья ребенка
- кружковая
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи деятельность
- участие родителей в методических мероприятиях
- педагогические
- посещение семьи
- обследование семьи с помощью проэктивных методик
шахматы
хореография
театр
- возрастной характер работы с родителями
гостиная - совместное проведение занятий, досугов, помощь в изготовлении атрибутов клубы по интересам (жен. Клуб).
- беседы с ребенком
- беседы с родителями социологический опрос
Тематика родительских собраний
Одна из задач общения — раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо диагностического этапа) вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми поданной проблеме, обсуждается, кому лучше (воспитателю или специалисту) показать занятие. Так показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями.
Традиционно в детских садах собрания с родителями проводятся 2—3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы — вся эта работа персонала — текущая, повседневная в группах при общении воспитателей с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие — по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и то если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических (как известно, ритм, режим благотворно влияет на человека).
Перечень тем родительских собраний
Ребенок с речевыми проблемами в семье
Ваш ребенок пришел в детский сад
Психологические особенности ребенка до школьного возраста
Движение и речь
Мы готовимся к школе
Уроки вежливости и красоты
Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте (1 —3 года)
Что такое готовность к школе
Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Экология и мы
Воспитание привычек у ребенка
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.»
Развивающий предметный мир
Физическая культура вашего малыша
Готовы ли вы стать родителями первоклассника?
Родители — гиды на пути познания
Из чего складывается трудолюбие?
Сила радости
Понимаем ли мы друг друга'?
О дисциплине и дисциплинированности
Семейные традиции и досуг в семье
Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества
Что нам ждать от школы?
Темы консультаций для родителей
Общение с детьми в семье.
Привитие любви и уважения к старшим.
Что должен уметь ребенок этого возраста.
Как заниматься логопедией дома?
Изобразительная деятельность и работа детей с различными материалами дома.
Творческие игры, обучение общению.
Ревность детей в многодетной семье.
Отец и ребенок: роль и опыт.
О развитии ребенка, о его интересах.
Развитие речи у ребенка 3 лет.
О положительных и отрицательных эмоциях, об упрямстве, общении с посторонними людьми, внутреннем мире ребенка.
О нравственном воспитании ребенка, о самостоятельности.
Методы приучения ребенка к самостоятельности.
Способы воздействия на ребенка.
О личных трудностях в обучении, поведении, усвоении знаний, программы.
О физическом развитии.
О физическом развитии ребенка.
Ребенок и психология семьи.
О развитии детской речи.
О взаимоотношениях детей в коллективе, о контактности, как избежать конфликтов.
О способностях ребенка, о его отношении к занятиям, детям, взрослым, о поведении ребенка на занятиях.
Как лучше преподносить материал для восприятия его ребенком.
О преодолении детских капризов, противостояния, о воспитании ответственности и аккуратности.
Об обучающих играх.
О воспитании ребенка.
Подготовка к школе.
Стоит ли наказывать детей: о взаимоотношениях в семье ребенка с родителями.
Как правильно оценить способности ребенка.
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Роль родителя в подготовке к школе.
Проблема воспитания в семье двоих или нескольких детей.
О коммуникабельности,
Как воспитывать трудолюбие в семье.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс.
О здоровье ребенка и подготовке к школе.
Система работы с родителями по социально-личностному развитию ребенка
Важнейшим условием реализации системы работы является обеспечение поддержки родителями (законными представителями) социально-личностного развития детей. Для этих целей педагоги предлагают различные формы совместной деятельности в семье детей.
Результативность работы оценивается по следующим критериям:
№
Критерии развития ребенка
Методы изучения
1.
- повышение самооценки
- снижение тревожности
тест «Несуществующее животное»,
8-ми цветный тест Люшера
2.
- развитие позитивного эмоционального самоощущение ребёнка в семье;
тест « Рисунок семьи»
3.
- адекватное распознание эмоций и чувств других людей;
наблюдение в регламентированной и нерегламентированной деятельности
4.
- умение выражать свои чувства;
наблюдение за поведением детей в процессе занятий, игр. Анализ результатов художественно-продуктивной деятельности
5.
- стремление ребёнка познать окружающую действительность и самостоятельно действовать;
наблюдение педагогов в регламентированной и нерегламентированной деятельности с детьми
6.
- умение согласовать свои действия с другими людьми в играх и реальной жизни, договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
наблюдение педагогов в регламентированной и нерегламентированной деятельности с детьми
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их культуры семейного воспитания
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах:
Информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье.
Обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.