Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения»
Васильева Л.А., заведующий
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении для детей снарушениями зрения
ГБДОУ детского сада №115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В указе президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года» в числе приоритетов стратегии - защита прав каждого ребенка и создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации.
Одной из основных задач стратегии является:
реформирование сети и деятельности учреждений для детей с ОВЗ;
обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрана здоровья, реабилитация и социализация;
гарантированная реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В нескольких статьях Федерального закона № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая организацию получения образования.
Таким образом, инклюзивное образование стало реальностью и для детских садов с группами общеразвивающей направленности. Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения и у нас накоплен колоссальный опыт работы с данной категорией детей.
Исходя из направленности нашего ДОУ мы определили следующие цели деятельности:
организация системного подхода к образовательной, развивающей и лечебно-коррекционной работе;
оказание практической и консультативной помощи родителям детей с нарушением зрения с учетом ФГОС ДО;
социальная адаптация детей с ОВЗ и формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Все наши дети имеют аномалии зрительного аппарата:
52% процента имеют аномалии рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм, анизометропия);
42,7% имеют косоглазие;
5% имеют другие заболевания глаз (наиболее тяжелые): нистагм, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки, афакия.
У многих наших воспитанников имеются заболевания неврологического характера, а также речевые нарушения.
Дети с нарушением зрения имеют свои психофизические особенности развития:
снижение скорости и точности зрительного восприятия, искаженность восприятия предметов (это приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира);
затруднение выработки системы сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
нарушение пространственного восприятия (глубины пространства);
нарушения в формировании навыков мелкой моторики руки и развитие зрительно-моторной координации;
замедление развития познавательных процессов. Развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется, сужается объём памяти.
Важно отметить, если развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проходило без специальной помощи, то к 7 годам у них могут проявиться вторичные отклонения в зрительном восприятии:
фрагментарность (несформированность представлений о больших предметах, которые не было возможности обследовать/рассмотреть; не возможность опознать целое, сам предмет, по какой-либо части предмета); - диффузность (имеется расплывчатое представление о чём-либо);
недифференцированность (неспособности различить сходные предметы при рассматривании);
значительное снижение объёма восприятия окружающего. Вследствие чего, может наблюдаться задержка психического развития.
Поэтому наши воспитанники имеют особые образовательные потребности:
Потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально видящего ребенка.
Потребность в построение «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем это требует обучение нормально видящего ребенка.
Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации среды; потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей ребенка в процесс его абилитации и реабилитации средствами образования.
Потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В нашем ДОУ разработана адаптированная образовательная программа, в которой учитываются особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, определён целый комплекс медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения. Эта программа является основой для рабочих программ специалистов и воспитателей.
Необходимость в качественной индивидуализации обучения привела к необходимости разработки структуры сопровождения каждого нашего воспитанника. Педагогами и специалистами ДОУ проводится диагностическое обследование ребенка, результаты которого обсуждаются на медико-психолого-педагогическом консилиуме (далее МППК).
По результатам консилиума составляется индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) психолого-педагогического и медицинского сопровождения каждого воспитанника.
Цель ИОМ: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
На основании заключения и рекомендаций Городской МППК и по итогам МППК ДОУ разрабатывается ИОМ по двум направлениям:
В медицинском сопровождении даются рекомендации, назначения врача-педиатра, офтальмолога, невролога. В коррекционном психолого-педагогическом сопровождении по освоению Образовательной программы ДОУ, воспитатели определяют образовательные области, а специалисты разделы коррекционной области, вызывающие затруднения у ребенка.
Ставятся коррекционно-педагогические задачи, отслеживается динамика развития ребенка, эффективность лечения в течение учебного года. В конце года проводится итоговый консилиум, на котором анализируется степень выполнения поставленных задач.
Для качественной реализации маршрута наше ДОУ укомплектовано квалифицированными, компетентными, обладающими целым комплексом профессиональных умений специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями, врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, медицинскими сестрами офтальмологического кабинета, старшей медицинской сестрой.
Важной стороной в нашей работе является сотрудничество с родителями воспитанников.
Работа с родителями осуществляется в разных формах:
оформление информационных уголков;
родительские собрания;
групповые и индивидуальные консультации педагогами и медицинскими работниками;
ведение сайта ДОУ, группы, странички Вконтакте;
проектная деятельность.
Умелое сочетание воспитательных мероприятий, с лечебно-восстановительными создает благоприятные условия для развития зрительной системы наших воспитанников, повышает эффективность преодоления зрительной депривации и способствует получению равных со сверстниками стартовых возможностей для обучения в школе. Большинство детей, посещавших наш детский сад, успешно обучается в условиях общеобразовательной школы.