kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения воспитанников в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения»

Васильева Л.А., заведующий

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения

ГБДОУ детского сада №115

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


В указе президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года» в числе приоритетов стратегии - защита прав каждого ребенка и создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации.

Одной из основных задач стратегии является:

  • реформирование сети и деятельности учреждений для детей с ОВЗ;

  • обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрана здоровья, реабилитация и социализация;

  • гарантированная реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В нескольких статьях Федерального закона № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая организацию получения образования.

Таким образом, инклюзивное образование стало реальностью и для детских садов с группами общеразвивающей направленности. Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения и у нас накоплен колоссальный опыт работы с данной категорией детей.

Исходя из направленности нашего ДОУ мы определили следующие цели деятельности:

  • организация системного подхода к образовательной, развивающей и лечебно-коррекционной работе;

  • оказание практической и консультативной помощи родителям детей с нарушением зрения с учетом ФГОС ДО;

  • социальная адаптация детей с ОВЗ и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Все наши дети имеют аномалии зрительного аппарата:

  • 52% процента имеют аномалии рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм, анизометропия);

  • 42,7% имеют косоглазие;

  • 5% имеют другие заболевания глаз (наиболее тяжелые): нистагм, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки, афакия.

У многих наших воспитанников имеются заболевания неврологического характера, а также речевые нарушения.

Дети с нарушением зрения имеют свои психофизические особенности развития:

  • снижение скорости и точности зрительного восприятия, искаженность восприятия предметов (это приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира);

  • затруднение выработки системы сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

  • затруднение овладением практическими навыками ориентировки;

  • нарушение пространственного восприятия (глубины пространства);

  • нарушения в формировании навыков мелкой моторики руки и развитие зрительно-моторной координации;

  • замедление развития познавательных процессов. Развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется, сужается объём памяти.

Важно отметить, если развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проходило без специальной помощи, то к 7 годам у них могут проявиться вторичные отклонения в зрительном восприятии:

  • фрагментарность (несформированность представлений о больших предметах, которые не было возможности обследовать/рассмотреть; не возможность опознать целое, сам предмет, по какой-либо части предмета); - диффузность (имеется расплывчатое представление о чём-либо);

  • недифференцированность (неспособности различить сходные предметы при рассматривании);

  • значительное снижение объёма восприятия окружающего. Вследствие чего, может наблюдаться задержка психического развития.

Поэтому наши воспитанники имеют особые образовательные потребности:

  • Потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально видящего ребенка.

  • Потребность в построение «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем это требует обучение нормально видящего ребенка.

  • Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации среды; потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей ребенка в процесс его абилитации и реабилитации средствами образования.

  • Потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В нашем ДОУ разработана адаптированная образовательная программа, в которой учитываются особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, определён целый комплекс медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения. Эта программа является основой для рабочих программ специалистов и воспитателей.

Необходимость в качественной индивидуализации обучения привела к необходимости разработки структуры сопровождения каждого нашего воспитанника. Педагогами и специалистами ДОУ проводится диагностическое обследование ребенка, результаты которого обсуждаются на медико-психолого-педагогическом консилиуме (далее МППК).

По результатам консилиума составляется индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) психолого-педагогического и медицинского сопровождения каждого воспитанника.

Цель ИОМ: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

На основании заключения и рекомендаций Городской МППК и по итогам МППК ДОУ разрабатывается ИОМ по двум направлениям:

  • медицинское сопровождение;

  • коррекционное психолого-педагогическое сопровождение.

В медицинском сопровождении даются рекомендации, назначения врача-педиатра, офтальмолога, невролога. В коррекционном психолого-педагогическом сопровождении по освоению Образовательной программы ДОУ, воспитатели определяют образовательные области, а специалисты разделы коррекционной области, вызывающие затруднения у ребенка.

Ставятся коррекционно-педагогические задачи, отслеживается динамика развития ребенка, эффективность лечения в течение учебного года. В конце года проводится итоговый консилиум, на котором анализируется степень выполнения поставленных задач.

Для качественной реализации маршрута наше ДОУ укомплектовано квалифицированными, компетентными, обладающими целым комплексом профессиональных умений специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями, врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, медицинскими сестрами офтальмологического кабинета, старшей медицинской сестрой.

Важной стороной в нашей работе является сотрудничество с родителями воспитанников.

Работа с родителями осуществляется в разных формах:

  • оформление информационных уголков;

  • родительские собрания;

  • групповые и индивидуальные консультации педагогами и медицинскими работниками;

  • ведение сайта ДОУ, группы, странички Вконтакте;

  • проектная деятельность.

Умелое сочетание воспитательных мероприятий, с лечебно-восстановительными создает благоприятные условия для развития зрительной системы наших воспитанников, повышает эффективность преодоления зрительной депривации и способствует получению равных со сверстниками стартовых возможностей для обучения в школе. Большинство детей, посещавших наш детский сад, успешно обучается в условиях общеобразовательной школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Людмила Александровна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация игрового пространства для детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(52) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_dlia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536375"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "563337"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605355011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства