kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа с детьми, имеющими признаки музыкальной одаренности, в режиме инновационной деятельности в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми в ДОУ в режиме инновационной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа с детьми, имеющими признаки музыкальной одаренности, в режиме инновационной деятельности в ДОУ»»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 56"


















«Работа с детьми, имеющими признаки музыкальной одаренности, в режиме инновационной деятельности в ДОУ»








Подготовила: Зуева Светлана Петровна

Музыкальный руководитель первой

квалификационной категории














г.Березники, 2018г.


«Работа с детьми, имеющими признаки музыкальной одаренности, в режиме инновационной деятельности в ДОУ»


                                                                                             

          Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Итак, Б. М. Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

Диагностика музыкальных способностей, проводится в ДОУ два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную индивидуальную работу, которая предполагает в дальнейшем: участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях; подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, который я предлагаю детям не обязательно сложный, он более разнообразный и вариативный. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание индивидуальной работы не о сводится к простому разучиванию и репетициям. Работа с одаренными детьми всегда должна оставлять место импровизации, творчеству.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми: созданы условия для работы в данном направлении: кабинет музыкального воспитания с необходимым материалом (картотека художественного слова, подборка музыкального аудиоматериала, записи стихов русских поэтов о природе, репродукции известных художников, дидактические пособия и игры, презентации по классической музыке и т.д.) Работая по данной теме, я обращаю внимание на использование различных методов обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный. Применение ТСО: аудиокассеты, диски, USB - накопители с записями музыкальных произведений для слушания и танцевально - игрового творчества, использование на занятиях и праздниках мультимедийного оборудование, является обязательным и стимулирует работоспособность и внимание детей. Показываю на экране мультимедиа репродукции картин известных художников (В. Васнецова, И. Шишкина, И. Сурикова, И. Репина) для усиления музыкального восприятия у детей. Использую поэтическое слово для развития фантазии, воображения. Применяю метод исполнения музыки движением, жестом («пластическое интонирование»), который раскрепощает детей, стимулирует их слушать произведение от начала до конца, помогая ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, а также проявить себя в творческом поиске. Развитию музыкальных способностей в значительной мере способствует прием «рисование музыки». Слушая музыку разного характера, дети интуитивно изображают ее на бумаге и на магнитной доске в виде точек, черточек, волн, кружочков, то есть так, как они чувствуют данное произведение. В этой связи, применяю музыкально-дидактические игры: «Выбери цвет в музыке», «Угадай настроение», «Нарисуй музыку», «Три цветка», а также новые компьютерные игры.

Лучше понять и прочувствовать музыку детям помогают задания, на которых после прослушивания я даю им возможность передать свои впечатления в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Это помогает углубить восприятие музыкального произведения.

Большое внимание уделяю тематическим, интегрированным занятиям. Совмещение разных видов деятельности детей в одном занятии помогает им воплотить свои замыслы, знания, умения в единый процесс по определенной тематике. Так, в интегрированном занятии «День Победы», дети не только исполняли песни и стихи о Победе, слушали песни военных лет, рассматривали картины по данной теме, но и имели возможность выразить свои эмоции в исполнении танца «Синий платочек», в коллективном пении песни «Катюша». Дети, слушая, музыку и воплощая ее в своих творениях, ощущают себя творцами красоты.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями. Родители охотно принимают участие в конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках. Взаимодействие с родителями дошкольников реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, консультации, тематические сообщения, информационные стенды. В социальных сетях интернета «В Контакте» созданы страницы групп нашего детского сада, в которых помещены фотографии и видео с музыкальных занятий, праздников, там же можно прочитать рекомендации и полезную информацию по музыкальному воспитанию. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Стараюсь составить сценарий праздника так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («У нас в гостях Винни – Пух», «Проделки Морского Царя», «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала» и т.д.). Ставим также музыкальные сказки, небольшие спектакли «Осенний урожай», «Мы спасем планету!», «Дорога на мельницу» (М. Протасова) и т. д.). Совсем недавно с детьми подготовительной к школе группе создали мюзикл по сказке С. Маршака «Кошкин дом». Подобрали музыку к вокальным номерам, разработали танцы для героев, придумали и изготовили костюмы, необходимые атрибуты. Мюзикл был показан родителям, всем воспитанникам детского сада. Спектакль принимал участие в городском театральном фестивале и занял 2 место.

Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание. С большим удовольствием родители помогают в изготовлении декораций и костюмов. Взаимодействие с родителями осуществляю в следующих формах: приглашение на праздники «День Матери», «День пожилого человека», «Новый год». Методические рекомендации «Дети и звуковая среда, окружающая их», проведение совместных мероприятий «День Защитника Отечества». Анкетирование «Музыкальное воспитание в семье», индивидуальные консультации, беседы. Оформление папки - передвижки с материалом «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни» и др.

Педагоги детского сада знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала. Такие формы сотрудничества с педагогами как, консультация «Создание современных условий для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольника», анкетирование «Музыкальные потребности вашей группы», материалы стенда «Оркестр – это просто!» и т.д. помогают сформировать у педагогов интерес к музыкальному воспитанию.

В дальнейшем с детьми с высоким уровнем музыкальности организуем дополнительную работу: подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду. А также участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и всероссийском уровнях. Например: ежегодный фестиваль детского творчества «Театральная весна», в городском фестивале агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Задача значительно шире, а поэтому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту. Музыка с раннего возраста открывает ребенку мир всевозможных эмоций и переживаний, развивает эстетический вкус, формирует правильные представления об эталонах красоты, оказывает большое влияние на становление культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации детей.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка  музыкальные способности  необходимо развивать.

Научная основа моей темы базируется на подборке методической литературы: О.П. Радынова программа «Музыкальные шедевры», И. В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду»; Т.С. Комарова «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»; Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»; Г. Н. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста»). Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Зуева Светлана Петровна

Дата: 22.05.2018

Номер свидетельства: 470563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства