Просмотр содержимого документа
«Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»»
Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников
при работе по УМК «Дошкольное образование»
Методическое пособие
Симонова Е.Н.
Формирование культуры речи при работе по картине
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «при работе по УМК «Дошкольное образование»
по развитию речи создана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, известных художников и называется «Музейный дом» или картинная галерея. А также создано пособие «Музей в твоей группе. В альбоме помещены 17 репродукций с подробным методическим аппаратом (вопросами и заданиями, а также инструментами: рамка прямоугольная и круглая). Авторами альбома является О.А. Малаховская.
При подготовке необходимо определить цель: учить рассматривать, рассматривать и видеть, видеть и чувствовать, чувствуя говорить, то есть зримо воспринимать картину, вместе с автором переживать радость, испытывать волнение, а вместе с героями картины смеяться и плакать. Только тогда, когда цель будет достигнута, картина оставит след в душе ребёнка.
Систематическая работа на основе восприятия картин предполагает несколько направлений:
Развитие коммуникативно – речевого умения:
Данные умения направлены как на восприятие готового текста, так и на создание собственного. Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения, например: прочитав текст с незнакомыми словами, даётся детям задание – догадаться по контексту о значении незнакомых слов. Для этого дошкольникам нужны умения: построение структуры текста, деление его на части, составление плана, умение редактировать собственный текст.
Система упражнений по речевому развитию старших дошкольников на основе восприятия картин включает следующие упражнения:
- Рассмотрение репродукции без предварительной установки учителем по музыкальное сопровождение. Например: рассмотрение картины может сопровождаться прослушиванием «Лесной сказки» и музыкой Чайковского «Времена года».
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенности самой картины, от поставленных целей, возраста учащегося.
Использование различных видов диктантов, связанных с жизнью и творчеством художников, с картинами (словарный, творческий, выборочный, свободный).
Результативной является работа со словарями, а также составление собственных словарей, например: словарь терминов и понятий: Абрамцево – музей - усадьба под Москвой.
Беседы и сочинения по картинам: например, сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд» проходит по плану:
Рассказать о художнике.
Выберите одно из предложенных названий. Объясни причины своего выбора.
Беседа по содержанию картины.
Дана система вопросов, где предполагаются несколько точек зрения. Сквозные герои Маша и Миша задают вопросы. Ребятам предлагается сделать свой выбор и отстоять свою точку зрения. Для этого им понадобится рамочка определённого размера, чтобы рассмотреть изображение лупа для более детального изучения. Звучит музыка. Детям предлагается рассмотреть репродукцию картины не только в учебнике, но и пособии – альбоме «Музей в твоём классе», где помещены фрагменты картины.
Но на уроке не всегда есть время рассмотреть живописные произведения в полном объёме, поэтому создан клуб «Музей в твоём классе», где дети учатся быть экскурсоводами.
Таким образом, работа с картиной ву старших дошкольников – одно из эффективных средств развития речи детей, формирования культуры речи, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает не только знания речи детей об окружающей действительности, развивает мышление, воображение, эстетический вкус, внимание, наблюдательность.
Работа с живописным произведением как один из путей формирования эталонов у старших дошкольников.
Традиционная работа с живописным произведениями в начальной школе подчиняется двум задачам: развитию речи (освоение дошкольниками жанров устного и письменного сочинения) по картине и формированию эстетического чувства и воспитанию художественного вкуса. Решение второй задачи невозможно в условиях только ДОУ и в рамках только нод.
Рассмотрим активность общеучебной задачи – формирование сенсорных эталонов у дошкольников средствами изобразительного искусства. Речь пойдет о том, что методические приемы, нацеленные на решение задач формирования сенсорных эталонов, составляют то основание, на котором базируется общая логика искусствоведческого анализа. Это очень важно при работе с произведениями художественной культуры.
Любое живописное произведение, независимо от его жанровой принадлежности, представляет собой некий целостный образ мира или человека. Но чтобы ученик увидел и осознал его как целостность, необходимо:
А) обнаружить (увидеть) главное в картине;
Б) организовать рассмотрение этого главного (подробный анализ, обобщение).
В результате такая проделанная работа приведет школьника к видению целого. Это будет пространственно - временное целое, которое получилось в результате наблюдения. Оно будет отличаться от первичного целостного впечатления.
Необходимо поэтому организовать деятельность наблюдения. Наблюдение будет подчиняться определенной внутренней логике и будет опираться на тот конкретный опыт анализа, который уже накоплен в данной возрастной группе именно этими школьниками.
Необходимо введение терминологического минимума при работе над выделением в живописном произведении значимых фрагментов и рассмотрении его деталей. Дошкольники должны выражать пространственные, а затем и временные отношения между наблюдаемыми предметами.
Учитывая выводы крупнейшего специалиста по психологии восприятия А.Р. Лурия, можно сделать вывод о том, что любое доступное возрасту живописное произведение, в силу своей наглядности, напрямую способствует формированию коммуникации событий (процессы наглядного мышления, которые выражаются в речевой форме) при условии подробного и осмысленного рассмотрения его вместе с старшими дошкольниками.
Именно с помощью произведения искусства можно успешно формировать коммуникацию отношений (процессы абстрактно-логического соотношения предмета и признака), так как живопись дает богатейший сюжетно-композиционный материал, позволяющий наблюдать и соотносить, а также удерживать в сознании отдельные части, составляя их них образ целого.
Работая по развивающей программе, мы считаем, что удачно ведется работа с живописными произведениями в УМК «Перспективная дошкола».
Эффективно представлена работа по искусствоведческой терминологии, так как терминология, которую использует педагог в ДОУ, требует адаптации.
Работа в этом направлении проходит в несколько этапов:
I этап. Следование «пространственным» указаниям. («Найдите ту кисть винограда, которая лежит на блюде справа (слева)», «Покажи ту часть корзинки, которая лучше освещена», «Какой предмет находится ближе всего к глазу зрителя?», «Откуда смотрит на этот пейзаж художник (слева или справа)?» - «Снизу вверх или сверху вниз?», «Где находится источник света?» и другие).
Для того, чтобы освоить новый для себя язык пространственных ориентиров, нужно предлагать школьнику самостоятельно находить нужное место на репродукции и показывать его с помощью специальных рамок.
Для этого в УМК создана система вопросов и задний, а также ряд инструментов: круглая рамка для нахождения и выделения требуемой детали, лупа для рассматривания детали, прямоугольная рамка для выделения вертикальных и горизонтальных фрагментов.
II этап. Использование пространственных ориентиров. Самостоятельно вербальное объяснение, где находится предмет его внимания. Дошкольник сам в своей речи начинает использовать пространственные ориентиры, то есть объяснять, куда именно нужно смотреть зрителям.
Таким образом, связанная с формированием сенсорных эталонов, не должна являться самоцелью. В системе вопросов при анализе каждого живописного произведения она играет роль строительных лесов, которые позволяют ориентироваться, но не заслоняют красоты и смысла целого здания конкретного произведения искусства, обнаружению которых должен быть посвящен любой анализ.