Родители нынешних первоклассников с волнением и нетерпением ожидают наступления Дня знаний, когда их дети станут настоящими учениками-первоклассниками. Это важное событие в жизни ребёнка, но не менее важное и для взрослых. Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребёнка к школе?», когда до первого школьного звонка остаётся совсем мало времени. Как лучше поступить родителям тех ребят, которые пойдут в школу в следующем году? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке к школе? Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить ребёнка? и наконец, каким минимумом должен обладать ребёнок, перешагивая порог первого класса?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями детей подготовительной группы»
Родители нынешних первоклассников с волнением и нетерпением ожидают наступления Дня знаний, когда их дети станут настоящими учениками-первоклассниками. Это важное событие в жизни ребёнка, но не менее важное и для взрослых.
Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребёнка к школе?», когда до первого школьного звонка остаётся совсем мало времени. Как лучше поступить родителям тех ребят, которые пойдут в школу в следующем году?. Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке к школе? Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить ребёнка? и наконец, каким минимумом должен обладать ребёнок, перешагивая порог первого класса?
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Родителям хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы он прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда жизнерадостным и весёлым. Взрослые стараются подготовить ребёнка к обучению в школе. Большинство считают, что для этого достаточно научить его читать, считать, писать. Несомненно, это важные умения.
Однако под готовностью к школе понимается достижение ребёнком такого уровня общего развития, который обеспечит успешность обучения в школе, адаптации к новым условиям и обязанностям, достижение ребёнком школьной и социальной зрелости.
Будущему школьнику необходимо обладать такими качествами,как самостоятельность, ответственность, организованность, достаточная физическая готовность, любовь к труду и учёбе, стремление к получению новых знаний, любознательность, усидчивость и многое другое.
Все эти качества формируются постепенно в течение всего школьного детства. Однако хорошие результаты будут во многом зависеть от того какую помощь малыш получит от родителей .Цель статьи – ознакомить родителей с параметрами готовности к школьному обучению, факторами риска, на которые следует обратить внимание при подготовке к школе.
Параметрыготовностикобучениюшкольному обучению
1.Эмоционально – волевая сфера – демонстрирует , как ребёнок строит свои взаимоотношения с окружающим миром ,насколько он способен регулировать своё поведение и деятельность в ситуациях, связанных с напряжением, переживанием.
2.Мотивациякшколе – показывает, насколько и как ребёнок настроен на школу и обучение. Если ребёнок не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что – то другое, разрешат смотреть телевизор, играть на компьютере и т.д.), значит у ребёнка нет желания учиться, и он не ориентирован на успех в учёбе. Чтобы ребёнок захотел учиться надо стараться развивать у него потребность узнавать новое, демонстрировать свой интерес к окружающему миру, приучать малыша трудиться (работа по дому – это тоже труд).
3.Интеллектуальные процессы ( ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) – процессы , которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так , что будущий первоклассник умеет писать, считать, читать, но у него плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать.
4.Предметныезнания (эрудиция ) – помогут ребёнку при изучении различных предметов.
5. Умение общаться - обеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них ,поддержать беседу и т.д.)
6. Умение говорить - показывает, как развита устная речь. Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, т.е. не умеет грамотно выразить свои мысли, значит , у ребёнка есть проблемы с устной речью.
7. Психическое здоровье – состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста.
8. Психомоторика – умение хорошо работать рукой : рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т.д.
9. Умениюписать, читать, считать как раз и обучают в начальной школе. При поступлении в школу ребёнок не обязан бегло читать, уметь писать и считать, но если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, - это сделает его обучение более успешным.
10.Самооценка – свидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребёнок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена.
11. Дисциплинированность и ответственность – качества, без которых ребёнок не сможет успешно учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать – вот над чем нужно работать.
12 Физическая подготовка - есть определённые нормы физического развития дошкольников, которые обуславливаются такими показателями, как вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, нервная система и состояние здоровья в целом
«Факторы риска», на которые следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе.
1.Деятельность и общее развитие
-неспособность понять инструкцию (задание), затруднения в выполнении заданий – даже при помощи взрослых
-хаотичность, неумение организовать свою работу, трудность работы без отвлечений, необходимость постоянных указаний взрослых.
-явно отрицательная реакция на неудачу (слёзы, отказ от работы)
-низкий запас сведений, знаний
-низкий уровень развития памяти
2. Уровень речевого развития
-бедный запас слов
-неумение грамотно строить предложение
-трудности артикуляции
-нарушение звукопроизношения
-затруднения звуко – буквенного анализа
3.Развитие координации движений и графических умений
-неспособность выполнить задание
-неловкость при выполнении задания
-низкий уровень координации движений пальцев
4. Зрительное восприятие
-затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний
-неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, напрвления штрихов,размерности, наклона)
Чтобы подготовить речь ребенка для школы нужно:
Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.
Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.
Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.
Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.
Развитию памяти и внимания способствуют:
Пересказ знакомого рассказа или сказки.
Заучивание стихотворений.
Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).
Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.
Поиск отличий в похожих картинках.
Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:
Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликации.
Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
Решение задач пособий, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.
Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:
Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.
Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.
Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:
Практиковать совместное взросло-детское чтение.
Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.
Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ
ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
СТАТЬ УСПЕШНЫМ УЧЕНИКОМ?
1) Организуйте распорядок дня:
· стабильный режим дня;
· полноценный сон;
· прогулки на воздухе.
2) Учите ребенка общаться:
· обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите внимание поведению:
· учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь соблюдать правила поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь развитием:
· развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов;
· составляйте рассказы по картинкам;
· следите за правильным произношением и дикцией детей, проговаривайте скороговорки;
· знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
· научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
· развивайте мелкую моторику руки ребенка. Для этого необходимы: рисование, штриховка, раскрашивание (небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, увлеченности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, как подготовить ребенка к школе и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Удачи!