Работа воспитателей в ДОУ по звуковой культуре речи
Работа воспитателей в ДОУ по звуковой культуре речи
В данной методической разработке даются рекомендации воспитателям по работе над звуковой культурой речи у дошкольников. Чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа воспитателей в ДОУ по звуковой культуре речи»
Работа воспитателей в ДОУ по звуковой культуре речи.
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед ДОУ. Насущных, потому что и статистические данные, и опыт работы свидетельствуют: очень многие дети (в старшем дошкольном возрасте) не владеют звуковой культурой речи (неправильное звукопроизношение), не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый оттенок на его характер.
Как показала практика, таких детей стараются игнорировать, особенно, например, при подготовке утренников. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому воспитателю хочется, чтобы его группа была лучшей.
Но именно таких детей (с речевыми нарушениями) следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них, потому что такие дети, начиная осознавать свои недостатки, могут комплексовать и предпочитают и на занятиях отмалчиваться.
В семье обычно ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его не совершенна. Однако постоянно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые.
Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Поэтому воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – это серьёзная задача, которую должны осознавать воспитатели.
Содержание и методика исправления звукопроизношения.
Квалификационная характеристика воспитателя требует организации и проведения диагностики с детьми. В эту работу необходимо обязательно включать звукопроизношение детей. Т.е. каждый воспитатель должен хорошо знать состояние звукопроизношения у детей своей группы (иметь фонематический лист) и проводить коррекционную работу с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения в соответствии с возрастом.
Особенности произношения в разных возрастах.
Например, к началу дошкольного возраста ребёнок уже в значительной мере овладевает речью, но она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию. Наиболее характерна для многих детей 3-х лет общая смягчённость речи: лёзецка, бутылецка и т.п. Большинство 3-х летних детей не произносятшипящих звуков: Ш, Ж, Щ, а заменяют их свистящими (лосадка, нозик). Непроизносят эти дети часто звук Р, выпуская его или заменяя другими звуками – Л, Й, В, Ль: коова, кайова, колова. Нередко искажается звук Л, большей частью смягчается или заменяется на Й (стой).
Разный уровень развития речи детей зависит частично от их индивидуальных особенностей, а главным образом от той воспитательной работы, которую проводит с ребёнком семья и воспитатели.
Поэтому очень важно начинать работать уже в раннем возрасте. Естественно нужно заниматься не постановкой звуков, а ежедневно проводить подготовительные упражнения для развития артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук.
В среднем возрасте к 4-4,5 годам, почти исчезает общая картина смягчения речи. У большинства детей появляются шипящие звуки. Для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в одном и том же слове.
Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков: Ш, Ж и Р. Ребёнок начинает часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: горубой, шад, рампа, жонтик.
Большинство детей старшего дошкольного возраста говорит правильно, но всё же у известного количества детей речь ещё не чистая.
Чаще дети искажают шипящие звуки и Р. Большей частью дети этого возраста заменяют один звук другим. Лёгкая картавость, шепелявость приобретают характер речевой привычки.
К моменту поступления ребёнка в школу воспитатели детских садов должны добиться устранения недостатков звукопроизношения.
При хорошо поставленной воспитательной работе в детском учреждении у ребёнка создаются более благоприятные условия для развития речи: ребёнок находится среди товарищей, он постоянно с ними разговаривает. В детском саду много пособий, игрушек и книг, влияющих на развитие речи. Наконец, и это самое главное, дети постоянно находятся под руководством специально подготовленных воспитателей.
В программные требования включено обучение детей правильному звукопроизношению, а многие воспитатели про это забывают.
Надо стремиться, чтобы дети 3-4 лет уже говорили ясно, чётко, учились правильно произносить все звуки и знакомые им слова. Для этого большое место должны занимать общегрупповые игры и занятия по усвоению чёткой дикции, правильного произношения шипящих звуков, игры на развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук.изношения в соответствии с возрастом.
нематический лист) и проводить коррекционную работу о 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000ниями письма и чтения).
едоразвитием фонематического слуха, являются потеогие дети (в старшем льствуют: очень ть звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и т.д.,00000000000000000000000
Если проводить ежедневно такую работу, то в будущем возможно и не придётся заниматься постановкой звуков. У детей к старшему возрасту будет хорошо развит артикуляционный аппарат и они сами научатся произносить многие звуки.
С детьми 4-5 лет проводятся уже индивидуальные занятия по закреплению всех звуков и главным образом шипящих и звука Р. Воспитатель изучает особенности речи каждого ребёнка, т.к. в этом возрасте своевременная индивидуальная помощь имеет сугубо важное значение.
Каким же образом проводить обследование звуковой стороны речи?
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходимо обследовать его речь. Обследование речи проводится индивидуально. Воспитатель должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Собственно проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: Ш, С, Ц, Ж, З, Ч, Щ, Л, Р.
Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Например, на звуке Ш: шарф, крыша, карандаш, шкаф; Ж: жук, лыжи, ножницы; С: санки, бусы, нос, слон и т.д.
В заключение воспитатель предлагает ребенку произнести по подражанию специально подобранные слова и предложения. Этот прием дает возможность
включить в задание слова со стечением согласных, с дифференцируемыми звуками, слова с разной позиции звуков (речевой материал по картинкам
более ограничен в этом отношении).
Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звуке Ш-С: солнышко, пушистый, сушить; Ж-З: железо, забежал, зажечь; Ш-Ж-С-З: заслужил, заслушал, заснеженный и т.д.
Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с недостатками произношения изолированных звуков.
Если ребенок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или в слове) даже по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах: 1) пропуск звука: яма, ама (рама), каова, каёва (корова); 2) замена звука: лама, гама (рама), калова, кагова (корова); 3) искажение – увулярное или одноударное Р; 4) смягчение: ряма (рама).
Конечно, все эти дефекты неравноценны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительно работы. Если ребенок воспроизводит звук по подражанию, но не употребляет его в самостоятельной речи, требуется автоматизация и дифференциация данного звука.
Полученные данные заносятся в таблицу (фонематический лист) для того, чтобы проводить диагностику звукопроизношения детей в начале и конце учебного года.
Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения должен составлять 4-5, а при постановке звука Р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость, внимательность и т.д.).
Постановка звуков проводится в такой последовательности: Ш-Ж, С-З, Щ, Ц, Ч, Л, Р. Звуки Л и Р являются самыми трудными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты Щ, Ц и Ч могут быть поставлены лишь при условии умения произносить звуки Ш (для Щ), Т и С (для Ц) и Т (для Ч).
Свистящие звуки С-Ц рекомендуется ставить после отработки произношения шипящих звуков Ш-Ж.
Упражнения в правильном произношении.
Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, ребенок должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов – губ, языка, голосовых связок, - хорошо научиться регулировать свое дыхание.
Для детей с дефектами речи существует особая система речевой гимнастики, которая часто носит несколько искусственный характер и по отношению к нормально развивающемуся дошкольнику неприемлема. Однако, совершенно правильный принцип о необходимости специальных артикуляционных упражнений можно применить в форме игры, вполне доступной, полезной и интересной для ребенка.
Отдельным детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста воспитатель должен объяснить (и сам показать) положения языка, губ и т.д. при произнесении нужного звука. Добившись от ребенка правильного произнесения того или иного звука, нужно этот звук закрепить, поупражнять ребенка в его произнесении.
Для многократного упражнения детей лучше применять специальные игры, чтение стихов, пересказы, рассказы по картинке. Много раз повторять ша-шо-шу, жа-жо-жу, са-со-су. Ребенку скучно, но жужжать, как пчелы, подражать выпускающему пар паровозу, куковать кукушкой и т.д. ребенку не надоест очень долго.
В младшей группе даются игры (и стихи), в которых часто повторяются более легкие для детей звуки – П, Б, М, Т, Д, Н, К, Г, и дуются они в простых сочетаниях с гласными, например, ту-ту, тук-тук, та-та-та, тик-так, ду-ду, дон-дон, би-би-би, му-му, мяу-мяу, вау-вау, га-га-га, и-го-го, ко-ко-ко и т.д. Эти звукосочетания содержатся в очень многих детских песенках, потешках, стихах, звукоподражательных играх. В первое время пребывание детей в младшей группе эти игры и занятия должны систематически повторяться со всей группой, пока воспитатель не добьется ясного произношения более простых по артикуляции согласных звуков. После этого
можно приступить к отработке шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ, а затем (в средней группе) и к отработке наиболее трудного звука Р.
В начале применяются игры, где имеется звук изолированный или в сочетании с гласными. Затем даются игры, где в словах имеются разные звукосочетания: калоши, рубашка, ружье. Лучше для этого использовать соответствующие игры с картинками (лото, картинное домино, парные картинки), и, наконец, звук дается в более сложном тексте.
Такие игры проводятся с группой в целом или с небольшой ее частью. Важно лишь, чтобы в подобных играх участвовали дети, хорошо произносящие звук, и воспитатель. Тогда дети, нечисто говорящие, начинают постепенно им подражать. Воспитатель обращает внимание детей на необходимость правильно произносить те или иные звуки и слова, дает сам образец.
Воспитатель предлагает детям послушать, как он произносит те звукосочетания, которые фигурируют в игре, или читает стихи, а затем предлагает детям повторять вместе с ним («Давайте вместе скажем: Уронили мишку на пол» и т.д.). Такое совместное чтение стихов взрослого и ребенка (сопряженная речь) является очень хорошим средством обучения правильному произношению. В младшей группе этот прием должен часто использоваться воспитателем. С более старшими воспитатель использует прием сопряженной речи по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками.
Но уже в пятилетнем возрасте (а тем более в старшем) не следует долго задерживать детей на этом приеме обучения речи; воспитателю необходимо использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Таким является прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться, как он произносит (слова, стихи), а затем самому повторить. При этом развиваются внимание и память детей («Послушай, как я скажу: Ворона закричала: кар-кар-кар! А теперь ты скажи»). При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое
восприятие, что способствует более быстрому и прочному усвоению правильного произношения.
Игры в младшей и средней группах должны повторяться многократно в разных вариантах. Очень полезны игры с пением и произношением слов речитативом.
Прекрасный материал для упражнения детей можно найти в народном творчестве: в стихах, прибаутках, потешках.
В младшей и средней группах стихи даются всей группе, в старшей подбирается материал преимущественно для отдельных детей, страдающих недочетами речи.
Ребенок семи лет, несомненно, может и должен прийти в школу с совершенно чистым произношением. Но эта работа требует систематичности, выдержки и терпения – это длительная и кропотливая работа.
Литература:
Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.