Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением с природой»
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
«Работа с детьми
по изобразительной деятельности
во взаимосвязи с ознакомлением
с природой»
Педагогический совет на тему:
«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель МДОУ № 72
Митина Ольга Николаевна
Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)
Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе
познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а, следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.
В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты
природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её”.
Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.
Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых
весенних цветов и т. п.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,
вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.
Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно- декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,
пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.
Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества” представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений: (мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)(см. приложение 1)
Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.
На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения. Выше было сказано, что такое наблюдение, как его организовать и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные
требования к нему.
Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.
4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.
На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.
“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н. Курочкина).
Задачи художественного воспитания детей старшего
дошкольного возраста, реализуемые в программе.
Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с
живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт
отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Задачи педагога на этом этапе:
- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть
и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,
которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и
композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,
чувствовать её звуки, запахи, формы;
- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,
осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её
изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию
художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,
воображение и ассоциативное мышление;
- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность
испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством
художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию
замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства
выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений
(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,
суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;
особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных
и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на
том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для
построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника
наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).
Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к
установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного
искусства, музыки, поэзии, литературы.
Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже
как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о
пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в
промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая
осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,
ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).
Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,
Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,
с процессом создания произведения, получат представление о значении
произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить
внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных
эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети
могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно
способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём
изобразительном творчестве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задачи
Содержание, формы и методы работы
Развитие ощущений, восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта.
Используя объекты и явления природы, развивать у детей восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки
Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет, строение, изменение роста и развития, сходство и различия
Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц при движении и разных позах
При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности). В процессе наблюдений в природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (разумеется, если это не опасно), установление их |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру основной формы, частей; обонятельные с целью установления запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, наблюдении за явлениями природы, животными, насекомымиит.п. Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.
Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы.
На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,| обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста) При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой.
Развивать образное мышление и воображение.
Собирание, рассматривание разнообразных природных материалов, составление разнообразных изображений путём мышление и комбинирования разных природных материалов. Складывание из листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных композиций, составление букетов. Рисование (лепка вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших и подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья семена), “Домино” и др Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.
Развивать детское творчество.
В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово. Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения.
Замечать изменения в природе.
Сбор природного материала для поделок из него, изменения рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдение за изменениями в природе: погода, (появление исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др. Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня.
Формирование у детей знаний о явлениях
природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках.
Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени предметах и (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.). Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).
Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира. Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.
Учить детей рассказывать об объектах природы.
Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи Обратить внимание детей на разнообразие образного решения Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм. Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций (реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о животных.
Воспитание бражного отношения к природе.
Показать детям связь человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы). Подобрать стихотворения о природе Подобрать музыку на тему природы. Воспитателем подобрать материал и сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала.
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
«Работа с детьми
по изобразительной деятельности
во взаимосвязи с ознакомлением
с природой»
Педагогический совет на тему:
«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ № 72
Митина Ольга Николаевна
13 апреля 2011 год
Ярославль
2011год
Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)
Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе
познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а, следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.
В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты
природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её”.
Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.
Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых
весенних цветов и т. п.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,
вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.
Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно- декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,
пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.
Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества” представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений: (мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)(см. приложение 1)
Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.
На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения. Выше было сказано, что такое наблюдение, как его организовать и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные
требования к нему.
Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.
4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.
На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.
“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н. Курочкина).
Задачи художественного воспитания детей старшего
дошкольного возраста, реализуемые в программе.
Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с
живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт
отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Задачи педагога на этом этапе:
- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть
и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,
которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и
композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,
чувствовать её звуки, запахи, формы;
- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,
осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её
изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию
художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,
воображение и ассоциативное мышление;
- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность
испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством
художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию
замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства
выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений
(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,
суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;
особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных
и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на
том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для
построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника
наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).
Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к
установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного
искусства, музыки, поэзии, литературы.
Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже
как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о
пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в
промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая
осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,
ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).
Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,
Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,
с процессом создания произведения, получат представление о значении
произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить
внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных
эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети
могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно
способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём
изобразительном творчестве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задачи
Содержание, формы и методы работы
Развитие ощущений, восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта.
Используя объекты и явления природы, развивать у детей восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки
Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет, строение, изменение роста и развития, сходство и различия
Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц при движении и разных позах
При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности). В процессе наблюдений в природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (разумеется, если это не опасно), установление их |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру основной формы, частей; обонятельные с целью установления запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, наблюдении за явлениями природы, животными, насекомымиит.п. Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.
Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы.
На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,| обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста) При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой.
Развивать образное мышление и воображение.
Собирание, рассматривание разнообразных природных материалов, составление разнообразных изображений путём мышление и комбинирования разных природных материалов. Складывание из листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных композиций, составление букетов. Рисование (лепка вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших и подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья семена), “Домино” и др Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.
Развивать детское творчество.
В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово. Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения.
Замечать изменения в природе.
Сбор природного материала для поделок из него, изменения рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдение за изменениями в природе: погода, (появление исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др. Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня.
Формирование у детей знаний о явлениях
природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках.
Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени предметах и (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.). Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).
Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира. Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.
Учить детей рассказывать об объектах природы.
Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи Обратить внимание детей на разнообразие образного решения Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм. Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций (реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о животных.
Воспитание бражного отношения к природе.
Показать детям связь человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы). Подобрать стихотворения о природе Подобрать музыку на тему природы. Воспитателем подобрать материал и сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала.