Просмотр содержимого документа
«Ранняя ориентация дошкольников»
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможности проявить свои силы в различных видах деятельности. Получая такие знания, у ребенка складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к профессиям.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Заложили основы отечественной теории трудового воспитания такие ученые как, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.
В своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. говорили о необходимости профориентации детей дошкольного возраста. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми.
Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Таким образом, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа.
Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.
Наблюдая за игрой, педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что является первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Поэтому знакомство с трудом взрослых занимает важное место в образовательной работе детского сада.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создаются положительный фон для регуляции речевого поведения.
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой. (например: Профессии).
В дидактических играх дети усваивают названия предметов, инструментов, необходимых людям разных профессий. Закрепляют умение употреблять имена существительные в различных падежах, упражняются в образовании существительных множественного числа родительного падежа, развивают логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей.
С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.) В ходе данной работы надо воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учить их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам.
При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями.
На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Предусмотрены различные формы работы: занятия, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, игры (различных видов), театрализация, трудовая деятельность, праздники и развлечения, встречи с интересными людьми.
На логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи активно изучаются оборудование некоторых рабочих мест (на колхозной ферме, в школе, на почте и др.), спецодежду (врача, повара, пожарника, механизатора и т.д.), орудия и инструменты труда (топор, молоток, веник, лейка, рубанок, швейная машина, кастрюля, половник и т.д.), а также профессии, на каждой лексической теме: «Мой любимый детский сад» – работники садика; «Осень: овощи, фрукты, ягоды, грибы, хлеб» - огородник, садовод, садовник, хлебороб, тракторист, сеятель, грибник, ягодник; «Животный мир» - животновод, конюх, доярка, телятница, птичница и птичник, пастух, ветеринар, свинарка, собаковод, овцевод, а также работники пищевой и швейной промышленности, строительные профессии, работники транспорта (всех видов), военные профессии, профессии наших мам и т.д. Активизируется глагольный словарь детей на всех лексических темах (например, тема «Одежда»: шить, пришить, зашить, ушить, перешить, вышить, нашить, штопать, кроить, строить выкройку…)
Формируется словарь - наречий (тема «Одежда»: аккуратно, удобно, чисто, снизу, спереди, сзади и т.д.), обогащается речь за счет изучения частей предметов (например, части спецодежды: манжеты, воротник, карман, рукава, штанины, пояс, полочка, спинка, подол и т.д.), слов-антонимов (мятый-глаженный, чистый-грязный, новый- старый, нарядный- повседневный и т.д). Формируются у детей навыки словообразования и словоизменения (шерсть-шерстяной, ситец- ситцевый, вязать-вязаный, шить-шитый, один бархатный жилет – пять бархатных жилета, один портной – много портных). Учимся строить предложения разных видов (Из-под воротничка видна каемочка. У пальто широкий воротник, а у куртки – узкий. У Юли лёгкое, шелковое, нарядное платье. И др.).
Составляем описательные рассказы, из личного опыта, по сюжетным картинам и сериям («Опиши одежду врача», «Мы собираемся гулять», «Шьем штанишки для мишки»).
На занятиях по коррекции звукопроизношения дети разучивают скороговорки, стихи, загадки и поговорки и труде, профессиях и инструментах. Например, поговорки для автоматизации звука «Р»: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд — дело чести, будь в труде на первом месте; Чужими руками крапиву не дёргай; Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка; Кому работа в тягость, тому неведома радость; Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи; Счастливым и красивым делает человека работа; Труд человека кормит, а лень портит; На чужой каравай рта не зевай, а пораньше вставай да свой добывай; И многие другие.
Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.
Трудовое воспитание влияет на развитие речи:
Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;
Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.
В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.
В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.
По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами.
Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их нравственно-трудовому воспитанию.
И отсюда возникает необходимость серьезной работы с детьми дошкольного возраста по развитию словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотри др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т.п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых — это не только сфера социально-нравственного, но и познавательно-речевого развития дошкольников, поскольку в итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Речевое развитие представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи – общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря. В организованной деятельности эта работа проводится на занятиях в процессе ознакомления детей с трудом взрослых. Основная их цель – ввести в речь дошкольников названия предметов, профессий, некоторых свойств, процессов, трудовых качеств и действий. Когда старшие дошкольники знакомятся с профессиями взрослых, происходит обогащение их словарного запаса. На занятиях воспитатель может использовать методы рассмотрения и обследования предметов.