Расставание с матерью – один из самых критических моментов для любого ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.
Поэтому, если вы планируете в скором времени выйти на работу, начинайте потихоньку практиковать кратковременные расставания со своим малышом, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то из родственников или отводите в детские ясли, то, вероятнее всего, ребенок получит серьезную психологическую травму. Обычно в такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разлука с ребенком»
Разлука с ребенком
Расставание с матерью – один из самых критических моментов для любого ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.
Поэтому, если вы планируете в скором времени выйти на работу, начинайте потихоньку практиковать кратковременные расставания со своим малышом, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то из родственников или отводите в детские ясли, то, вероятнее всего, ребенок получит серьезную психологическую травму. Обычно в такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.
В психологии очень популярна «теория привязанности» ребенка к взрослому. Привязанность, как правило, формируется на первом году жизни малыша (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно изучить процессы: как расстается ребенок с мамой, и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.
Во-первых, то, что дети при расставании с мамой плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после ее ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или, не реагируя ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно «мстит» ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.
В подобной ситуации очень важно заранее предугадать, предусмотреть те возможные варианты, которые могут происходить с Вами и Вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности. Или, пользуясь терминами известных в науке видных психологов, постараться заложить в малыше «базовое доверие к миру».
Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих людях.
Приходя с работы,чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о том, чем Вы занимаетесь и как это для Вас важно, даже если Вы не уверены до конца, что маленький человечек понимает смысл всего Вами сказанного. Если Вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему образец рукоделия.
Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней заранее о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят «попричитать» о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитяти).
Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей обо всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного переживания.
Если же Ваш выбор остановился все-таки на садике, психологи настоятельно рекомендуют мамам (с согласия воспитателя) в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе. Либо оставлять ребенка в группе вначале на короткое время, постепенно увеличивая время его нахождения в садике. Забирая ребенка из садика, искренне показывайте Вашу радость от встречи с ним.
Это самая мощная психологическая поддержка, которую Вы можете обеспечить малышу в данной ситуации. Кроме того, ребенок не будет чувствовать себя брошенным, и период адаптации пройдет рядом с мамой. К тому же, Вы сами увидите все тонкости детсадовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от Вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.
Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы Вашего эмоционального состояния. Если Вы волнуетесь, звените как туго натянутая струна, предвидя сложности расставания, ребенок моментально переключится на Вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают Вашему ребенку мифическую «птичку». Терпеливо дождитесь условного сигнала от воспитателя и только тогда спокойно шагните к двери.
Попрощайтесь с малышом как можно нежнее и пообещайте, что очень скоро вы снова встретитесь, а пока маме нужно ненадолго уйти. В таких ситуациях воспитателю очень помогают игры с пальчиками («пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется»), с игрушкой («Мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка побудет с ним рядом») и так далее…
Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его Вы вполне в состоянии сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее. Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее, ведет к игрушкам, к ребяткам.
Если у Вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность в себе и в Вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.
А теперь, милые родители, внимание! Конечно, после рабочего дня Вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Просто задержитесь на несколько минут перед дверью Вашего дома (или детского садика). Поймите, ребенок в Ваших проблемах совершенно не виноват. К тому же, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей.
Поэтому, после паузы, вдохните глубже, глаза распахнуты, улыбка на губах – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!
Уясните для себя - в сознании Вашего ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться полная уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.
Настоящая трудность заключается не в том, что мама работает, а в том, чтобы ей при этом не утратить взаимопонимания с ребенком. Выход есть - разумно сочетать работу с уходом за ребенком.
В зачет идет ранее достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком наедине. Помните, что для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание – присутствие мамы.
И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? «Отзывчивость» - весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово – «взаимодействие». Эти два понятия дают третье – «гармония».