Просмотр содержимого документа
«Разнообразные жители леса»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Задачи:
Уточнить представление о лесе, как сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животных (звери, птицы, насекомые, земноводные).
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастаний растений.
Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу.
Воспитывать интерес к жизни лесных животных и растений, желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.
Материал к занятию:
Карточки с изображением 3-4 лесных деревьев, цветов, грибов, птиц, лесных зверей и т.д., которые предъявляются детям в ходе чтения письма от старичка-лесовичка, «портрет» его, красивый большой конверт, запись голосов птиц.
Ход занятия
Воспитатель показывает большой конверт.
Ребята нам пришло письмо. Посмотрите какой большой и красивый конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо. Его написал старичок-лесовичок.
«Здравствуйте, ребята! Кто был в настоящем лесу? Что растет в лесу? Может ли жить лес, если в нем не будет насекомых, птиц, зверей? Я сейчас расскажу вам о том, как один художник рисовал лес. Он нарисовал много деревьев: березы, липы, дубы, сосны, пихты, лиственницы. Очень хорошие получились у него деревья, как живые. А в углу картины он нарисовал меня, старичка-лесовичка. Полюбовался художник картиной и уехал куда-то. А лес без него погиб, с березок и липок все листья осыпались. Почему лес погиб? Что же художник не нарисовал? Может быть лес из одних деревьев? Что еще в лесу растет? (кусты, трава, цветы). Приехал художник, посмотрел на картину, понял свою ошибку и нарисовал новую картину, лучше прежней: красивые деревья, пышные кусты, зеленую траву и много ярких цветов.»
Вот такие (вывешиваются картинки деревьев, 1-2 кустов, 3-4 цветов). Назовите их.
«Ты забыл нарисовать грибы», - сказал я художнику. Он согласился со мной и нарисовал разные грибы. Вот такие. Назовите какие грибы растут в лесу?»
Воспитатель выставляет картинки.
Дидактическая игра «Съедобные – несъедобные грибы».
«Но скоро лес стал чахнуть и болеть. «Это потому, что в твоем лесу нет насекомых», - сказал я художнику. Художник взял кисти и на цветах и на листьях появились бабочки и жуки. Вот такие. Назовите их.
Ну, теперь все в порядке! – решил художник и опять куда-то уехал. А когда приехал, то не узнал свою картину: все на ней было покрыто жуками и гусеницами. Кто догадался, почему из развелось так много? (в лесу не было птиц и зверей)»
Физминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
«Я закричал «Насекомые меня чуть не съели! Нарисуй скорее птиц. Художник нарисовал разных лесных птиц.»
А вы знаете, как поют разные птицы? Давайте послушаем (запись звуков леса).
«Художник хотел убрать краски и кисти, но я сказал: «Нарисуй еще. Как вы думаете, кого еще надо нарисовать в лесу? Правильно, в лесу еще живут лягушки, жабы, ящерицы, ужи и разные звери. Получился настоящий живой лес. Такой лес не погибнет, потому что в нем есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные.
Могут ли птицы прожить без насекомых?
Сова и филин не едят насекомых, но они очень нужны лесу. Зачем? (не дают размножаться лесным мышам, охотятся на них).
Могут ли бабочки жить без цветов? Зачем в лесу нужны муравьи? Какая польза в лесу от жаб и лягушек? Правильно, в лесу все нужны друг другу.
Нужен ли человеку лес? Зачем нужен? ( лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих горячих ветров, в нем живут разные животные, люди приходят в лес отдохнуть и собрать дары леса: грибы, ягоды, лекарственные растения и т.д.)
Дорогие ребята, даю вам задание: в своей группе, на участке и дома найти предметы, сделанные из дерева. Приглашаю к себе в гости тех ребят, которые знают правила поведения в лесу.»
Старичок-лесовичок.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?» и дает оценку ответам детей, а затем говорит, что правил поведения в лесу много. Надо вспомнить все известные правила, познакомиться с новыми и только тогда можно будет идти в гости в старичку-лесовичку.