Просмотр содержимого документа
«Разработка дополнения по рабочей программе»
Обязательная часть программы разработана на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой– Издание пятое (инновационное), испр.и доп.- М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019 и Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2017 год (так как инновационное издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.)
Часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина.
2.Программа обучения детей хакасскому языку «Иркечек» для детей дошкольного возраста не владеющих родным (хакасским) языком, под редакцией С.А. Ахпашева, Н.В. Судачакова и др. (ГРУППЫ С изучением хакасского языка)
3.Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»1
Эта цель является и всегда являлась главной целью программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Для достижения целей Программы решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
Реализация программы направлена на создание ПДР (пространство детской реализации) — поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений представлена следующими целями и задачами:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина.
Целью программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, сообразное актуальной социокультурной ситуации детства и требованиям современного общества и государства, через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Основная задача Программы — предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне.
2. Программа обучения детей хакасскому языку «Иркечек» /под редакцией С.А. Ахпашева, Н.В. Судачакова и др.
Цель программы - создание условий для обучения дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа, формирование основ этнокультурной идентичности на основе регионального содержания образования.
Задачи:
развить способности к усвоению хакасского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти);
приобщить детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;
формировать интерес и мотивацию к дальнейшему изучению хакасского языка.
3. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А.
Цель программы - становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции».
Задачи:
1) Создание условий для формирования культуры безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира (природы, общества, культуры) и самого себя (своего тела, здоровья, потребностей, особенностей, интересов, способностей).
2) Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.).
3) Создание условий для системных ознакомлений ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.).
4) Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры.
5) Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный, разрушение/ созидание, движение/покой, жизнь/смерть, часть/целое и др.).
6) Развитие восприятия, мышления, воображения как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.
7) Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как уникальной личности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа реализует следующие основные принципы и положения:
Обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Реализует принцип возрастного соответствия - предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей.
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости - соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования.
Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей.
Базируется на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности.
Предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
Реализует принцип открытости дошкольного образования.
Предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.
Использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом.
Предусматривает создание современной информационно-образовательной среды организации.
Предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Принцип учета особенностей развития детей с ОВЗ/инвалидами.
Принципы к реализации программы, определенные в части программы, формируемой участниками образовательных отношений
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой.
- Принцип поддержки разнообразия детства
- Принцип эмоционального благополучия
- Принципы содействия, сотрудничества и участия
-Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов
- Принцип возрастной адекватности образования
- Принцип обучения на примере поведения взрослого
- Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
- Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности
- Принцип признания права на ошибку
- Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования
- Принцип преемственности с начальным общим образованием
- Принцип педагогической компетентности
2. Программа обучения детей хакасскому языку «Иркечек» /под редакцией С.А. Ахпашева, Н.В. Судачакова и др.
В программе ведущим является принцип развивающего обучения, обеспечивающий становление личности ребёнка и ориентирующий педагога на учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Принцип сохранения и развития национально-культурных особенностей и традиций народа; опоры на национальную культуру для успешной социализации личности ребенка, как способа приобщения к социуму и фактора вхождения ребенка в социально-этническую среду.
3. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А.
Предполагает реализацию принципа культуросообразности, который интерпретируется автором как целесообразность проектирования образовательного процесса и пространства по модели развития человеческой культуры и общества.
Формирование Программы основано на следующих Подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3. Событийный подход: образовательный процесс объединяет комплекс различных видов специфических детских деятельностей в рамках образовательного события вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать сезонные явления, события культурной жизни общества, праздники, традиции. Также в качестве событий также могут выступать любые личностно-значимые ситуации группы детей или одного ребенка. В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие-специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин).
4. Деятельностный подход (А, Н. Леонтьев). Обучение должно строиться на базе характерных для дошкольного возраста видах деятельности. Ребенок развивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным и интересным для него делом.2
Подходы к реализации программы, определенные в части программы, формируемой участниками образовательных отношений
1. Реализация соконструктивного подхода в педагогической работе. Поскольку конструирование смыслов и знаний происходит в ходе социальных процессов, то педагогическая работа должна быть направлена в первую очередь на создание наилучших условий для них.
Педагогические подходы Программой предлагаются педагогические методы для работы с детьми, высокая эффективность которых научно доказана и проверена многолетней педагогической практикой. (Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой.)
2.Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к проектированию образовательного и воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А.)
Значимые характеристики части, формируемой участникам образовательных отношений
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. В данном пункте представлено описание характеристик развития ребенка в свете современных исследований в области психологии, физиологии и нейрофизиологии развития с акцентом на проблемах и данных, важных для построения
образовательного процесса по Программе.
2.Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А. В данном пункте представлено описание возрастные характеристики развития детей, значимые для формирования культуры безопасности личности.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к планируемым результатам образовательной деятельности в виде целевых ориентиров с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проявляющих устойчивые признаки одаренности (пункт 2.11.1. Стандарта).
Планируемые результаты по освоению обязательной части программы
Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника достижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования употребляется более корректный термин - «целевые ориентиры».
Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы - это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.
К целевым ориентирам дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
Проявляет отрицательное отношение к грубости и жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)), имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении. Познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь, тем кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную, изобразительную деятельность и т.д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Планируемые результаты освоения Образовательной программы МБДОУ конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.
Планируемые результаты по освоению обязательной части Программы
Ожидаемые результаты освоения детьми Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» подразделяются на итоговые и промежуточные. Ожидаемые итоговые результаты освоения Программы являются целевыми ориентирами для воспитателя на этапе завершения детьми дошкольного образования. Промежуточные ожидаемые результаты освоения Программы являются целевыми ориентирами для воспитателя в каждый возрастной период освоения Программы.
Ожидаемые итоговые и промежуточные образовательные результаты освоения детьми программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» даны в содержательном разделе в подразделах для соответствующих возрастов.3
Планируемые результаты по освоению части, формируемой участниками образовательных отношений
Целевыми ориентирами в образовательной области «Познавательное развитие»в области техники являются: /Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой.
Знакомясь с техникой и овладевая методами работы с ней, ребенок:
приобретает и накапливает опыт практического пользования техникой (например, транспортными средствами, средствами связи, средствами получения информации, бытовой техникой и т. п.);
усваивает навыки бережного обращения с техническими приборами, приобретает понимание того, что прибор можно (нужно) отремонтировать, если он сломался; ɢ учится обращаться с инструментами;
в соответствии с возрастными возможностями приходит к пониманию различий между техническими механизмами и природой;
строит и конструирует из различных материалов, учится сотрудничеству с другими при решении технических проблем;
приобретает первичные представления о действующих силах (качели, скатывание с горки, действие рычага и т. п.);
учится пониманию возможностей, предоставляемых техникой, и скрытых в ней угроз;
получает первичные представления о воздействии техники на окружающую среду, на повседневный мир человека и мир профессий.
Целевые ориентиры работы в разновозрастной группе /Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой.
Ребенок учится во взаимодействии со старшими и младшими детьми жить с людьми разных характеров, способностей, потребностей и т. д. При этом он получает прежде всего целый ряд социальных качеств (компетентностей):
• уважение, толерантность, готовность помочь;
• способность отстаивать свои интересы в отношениях со старшими и младшими детьми;
• принимать помощь детей, имеющих больший опыт, и оказывать помощь другим детям, нуждающимся в ней;
• способность понимать, что он является примером для других детей, и благодаря этому рефлектировать свое поведение;
• развитие способности к разрешению конфликтов (компетентности), которой придается в настоящее время особо важное значение;
• базовый опыт и понимание того, что для жизни в обществе различные потребности, желания, способы поведения должны быть согласованы между собой;
• развитие интереса к потребностям и особенностям детей старшего и младшего возраста.
Целевыми ориентирами в образовательной области «Речевое развитие» являются: / Программы обучения детей хакасскому языку «Иркечек» для детей дошкольного возраста не владеющих родным (хакасским) языком, под редакцией С.А. Ахпашева, Н.В. Судачакова и др.
понимать, различать среди других языков хакасскую речь и специфические звуки
хакасского языка, называть их правильно.
Целевыми ориентирами в парциальной образовательной программе для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А4
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС
ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечиваетМаршрут индивидуального развития воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования(далее-ИОМ) дошкольника (Приложение 2). Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.
Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников.
ИОМ дошкольника призван решать следующие задачи:
-создавать положительную предметную и развивающую среду для социализации подрастающего поколения; формировать единую систему работы педагогических кадров, администрации, медицинских сотрудников, родителей по социальному и личностному развитию дошкольника;
-выбирать стиль общения воспитанника и педагога на доверительной, доброжелательной основе;
-создавать оптимальные условия для совершенствования позитивного отношения дошкольника к себе, окружающим людям;
-формирование у ребенка коммуникативной и социальной компетентности.
Индивидуально-образовательный маршрут разрабатывается в следующих ситуациях:
- для дошкольников, которые не усваивают общеобразовательную основную программу дошкольного образования;
- для дошкольников, которые имеют ограничения по здоровью, а также для детей-инвалидов.
Индивидуально-образовательный маршрут включает некоторые направления:
-совершенствование мелкой моторики пальцев и рук;
-формирование социальных, коммуникативных, культурных, гигиенических навыков; развитие представлений о времени, пространстве;
- создание речевых функций, сенсомоторного механизма, интонации в речи.
Благодаря включению в маршруты игровой, предметно-практической, сенсорной деятельности воспитанники приобретают навыки создания аппликаций, лепки разных предметов, рисования.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, педагог использует в своей профессиональной деятельности определенные методы и приемы. ИОМ маршрут выстраивается на основе следующих методов:
- игр, бесед, чтения художественных произведений, театральных этюдов, направленных на формирование у воспитанников эмоций и чувств;
- управлений и тренингов, направленных на развитие поведенческой и эмоционально-личностной сфер.
Такой подход позволяет воспитателю развивать коммуникативные способности дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок повышает уверенность в своих силах, улучшает взаимоотношения с другими людьми, снимает страхи, снижает агрессию, повышает самооценку.
1.3.1. Система оценки результатов освоения Программы
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности МБДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры (см. п. 1.2), представленные в Программе: не подлежат непосредственной оценке; не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой МБДОУ предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений (педагогическая диагностика), основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития ребенка;
- индивидуальные программы развития ребёнка.
Диагностика детского развития и освоения программы осуществляется педагогами
(воспитатели, педагог-психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования. Основная задача диагностики - изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Промежуточные результаты диагностики раскрывают динамику формирования возрастных характеристик воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач, обозначенных ФГОС ДО (п.3.2.3):
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Данные мероприятия предполагают в начале и конце каждого учебного года проведение педагогической диагностики (в индивидуальной форме) с целью оценки уровня и особенностей психического развития ребенка для определения его образовательных потребностей. Конкретные сроки проведения диагностики определяются в годовом календарном учебном графике, который утверждается ежегодно перед началом учебного года.
Основной формой учета результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника в образовательном пространстве МБДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения являются психолого-педагогический консилиум. На ППк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития». Собранная информация фиксируется в индивидуальных программах развития ребёнка. Данная форма заполнения результатов позволяет хорошо видеть траекторию продвижения ребёнка в образовательном пространстве с младенческого возраста до завершения им уровня образования в МБДОУ и перехода в другие ДОУ города для завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу.
Такая организация работы по проведению педагогической диагностики (мониторинга) способствует индивидуализации и дифференциации коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ.
При необходимости (в том числе по запросу родителей, воспитателей) в МБДОУ проводится психологическая диагностика развития детей квалифицированным специалистом – педагогом-психологом. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
МБДОУ, пользуясь правом самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей и их динамики, применяет «Инструментарий по оценке качества дошкольного образования» разработанный Сотрудниками ФИРО РАНХиГС. Данные методики показали свою эффективность и являются универсальным инструментом оценки качества образования как на индивидуальном уровне наблюдения за развитием конкретного ребенка, так и на уровне группы детей, целого детского сада. Данный инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3 - 7 лет, направленный на использование результатов наблюдений за детьми в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7) в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности для проектирования образовательного процесса. В этот инструментарий включены унифицированные формы «Карты развития»,где фиксируются результаты наблюдений за детьми.
«Карта развития» позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение); выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам); позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу». Эти карты будут служить для оценки качества развития детей, оценки правильности выбранной тактики образовательного процесса и отправной точкой при проектировании дальнейшей педагогической деятельности.
«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Карта заполняется воспитателем 3 раза в год. Первый раз - по прошествии первого месяца учебного года, второй раз - в середине года (в январе), третий раз – в конце года, когда можно увидеть итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка. Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде.
Для фиксирования результатов наблюдения используются три типа обозначений-маркеров: «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере. Сравнивая бланки, заполненные в разное время, можно увидеть динамику наличия или отсутствия изменений, что станет основой для вывода об эффективности работы воспитателя и правильности выбранной тактики образовательного процесса.
Для оценки детей раннего возраста используем разработанные критерии АИС «Мониторинг развития ребёнка», разработанную под руководством к.п.н. И.Б. Едаковой Приложение 2. Мониторинг развития ребенка с помощью знаков «+» или «-», что означает степень проявления компонента качества. В итоге подсчитывается количество знаков «+» и «-» и выводится уровневый показатель: освоено не освоено.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах освоения ООП, представлены по направлениям развития (образовательным областям) для каждой возрастной категории детей дошкольного возраста, посещающих учреждение.
2.2.2. Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
С содержанием образовательной деятельности в разных возрастных группах (обязательная часть) можно ознакомиться в Инновационной программе дошкольного воспитания «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Е.М. Дорофеевой – Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019.
Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Обязательная часть. «Социально-коммуникативное развитиенаправлено наусвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (пункт 2.6. ФГОС ДО)
Таблица 3
Младшая группа (3-4 года)
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Формирование первичных ценностных представлений
стр.164-165
Развитие коммуникативных способностей
стр.165-166
Развитие регуляторных способностей
стр.166
Формирование социальных представлений, умений, навыков
стр.166-168
Средняя группа (4-5 лет)
Формирование первичных ценностных представлений
стр.191-192
Развитие коммуникативных способностей
стр.192-193
Развитие регуляторных способностей
стр.193-194
Формирование социальных представлений, умений, навыков
стр.194-196
Старшая группа (5-6 лет)
Формирование первичных ценностных представлений
стр.225-226
Развитие коммуникативных способностей
стр.226-227
Развитие регуляторных способностей
стр.228-230
Формирование социальных представлений, умений, навыков
Подготовительная группа (6-7 лет)
Формирование первичных ценностных представлений
стр.262-264
Развитие коммуникативных способностей
стр.264-265
Развитие регуляторных способностей
стр.265
Формирование социальных представлений, умений, навыков
стр.265-267
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
При выборе парциальных программ коллектив МБДОУ учитывал образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентировался на направленность групп.
Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» дополнила программа: Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А5
Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Обязательная часть.«Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (см. пункт 2.6.ФГОС ДО).
Таблица 3
Младшая группа (3-4 года)
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие когнитивных способностей
стр.168-169
Формирование элементарных математических представлений
стр.169-170
Ознакомление с окружающим миром
стр.170-172
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Средняя группа (4-5 лет)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности/проектная деятельность
стр.196-197
Формирование элементарных математических представлений
стр.197-199
Ознакомление с окружающим миром
стр.199-202
Старшая группа (5-6 лет)
Развитие когнитивных способностей/ проектная деятельность
стр.231-232
Формирование элементарных математических представлений
стр.232-234
Ознакомление с окружающим миром
стр.234-236
Подготовительная группа (6-7 лет)
Развитие когнитивных способностей/ проектная деятельность
стр.268-269
Формирование элементарных математических представлений
стр.270-272
Ознакомление с окружающим миром
стр.272-276
Образовательная область «Познавательное развитие»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
При выборе парциальных программ коллектив МБДОУ учитывал образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентировался на направленность групп.
Образовательную область «Познавательное развитие» дополнила программа: Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой раздел «Окружающий мир: естествознание, экология и техника» (область техника) направленная в первую очередь на позитивное осознание детьми своих способностей и возможностей, благодаря чему они учатся ответственному, осмысленному обращению с новыми технологиями и техническими приборами.
Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Обязательная часть. «Речевое развитие включает владение речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (см. Пункт 2.6. ФГОС)
Таблица 3
Младшая группа (3-4 года)
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Развитие речи
стр.172-174
Приобщение к художественной литературе
стр.174
Средняя группа (4-5 лет)
Развитие речи
стр.202-204
Приобщение к художественной литературе
стр.204
Старшая группа (5-6 лет)
Развитие речи
стр.238-239
Приобщение к художественной литературе
стр.239-240
Подготовительная группа (6-7 лет)
Развитие речи
стр.276-278
Приобщение к художественной литературе
стр.278
Образовательная область «Речевое развитие»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
При выборе парциальных программ коллектив МБДОУ учитывал образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентировался на направленность групп.
Образовательную область «Речевое развитие» дополнила программа: «Иркечек»: программа по изучению хакасского языка (С.А. Ахпешева, Н.В. Судочакова, З.С. Колмакова) для групп с изучением хакасского языка. Обучение детей по программе начинается с трёхлетнего возраста, причём её составители предъявляют минимальные требования к ребёнку данного возраста: в начале обучения он должен научиться понимать смысл небольшой группы слов, которые он слышит в речи педагога, затем воспитатель через систему занятий, используя разнообразный дидактический материал, помогает детям обогащать их словарный запас. Таким же образом на элементарном уровне идёт усвоение грамматической (морфологической и синтаксической) системы родного языка. С переходом детей в другие возрастные группы дошкольного образования и воспитания, соответственно, постепенно усложняется изучаемый языковой материал и увеличивается его объём.
1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2 Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (стр. 20)
3 Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (Содержание образовательной деятельности с детьми 2-3 лет (вторая группа раннего возраста). стр.143-162); (Содержание образовательной деятельности с детьми 3-4 лет ( младшая группа. стр.164-189); (Содержание образовательной деятельности с детьми 4-5 лет (средняя группа). стр.191-222); (Содержание образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (старшая группа). стр.225-260); (Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). стр.262-300).
4 Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А стр.49- 54
5 Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности» / автор Лыкова И.А стр.63-75