Разработка экспериментов с применением икт и их реализация в средней возрастной группе
Разработка экспериментов с применением икт и их реализация в средней возрастной группе
выполненная мною работа может использоваться воспитателями ДОУ как один из способов реализации «Познавательного развития» или экологического образования детей среднего возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка экспериментов с применением икт и их реализация в средней возрастной группе»
РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Выполнила: Левшакова Кристина Валерьевна
Воспитатель МБДОУ д/с №18
Дивногорск, 2020
Содержание
Стр.
Пояснительная записка
3
I. Теоретическое обоснование включения экспериментирования с объектами не живой природы с ИКТ в образовательный процесс ДОО средней возрастной группы
6
1.1. Экспериментирование как средство познания окружающего мира
6
1.2. Методика организации и проведения экспериментирования с ИКТ
10
II. Портфолио образовательной деятельности
12
Методическое обеспечение: комплексно–тематический план образовательной деятельности, технологические карты НОД по экспериментированию с объектами не живой природы с ИКТ, картотека экспериментов с объектами неживой природы, интерактивные игры, сценарий итогового мероприятия, консультация для родителей.
III.Рефлексивный анализ образовательной деятельности
34
Литература
38
Приложения
41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С принятием Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17.10.2013 г. № 1155) сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы образования.
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В содержании ФГОС ДО п. 2.6 в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…»
В п. 2.7 познавательно-исследовательская деятельность отмечена как главный механизм развития ребенка.
Во ФГОС ДО целевых ориентирах примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой указаны следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
В данной работе рассматривается экспериментирование с объектами неживой природы, используя ИКТ, что способствует формированию у ребенка экологических представлений и обеспечивает познавательное развитие.
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
ИКТ широко применяется в познавательной деятельности дошкольников, так как современный мир предъявляет новые требования к подрастающему поколению.
Занятия по экспериментальной деятельности с использованием ИКТ эмоциональные, яркие, интересные, запоминающиеся и наглядные. На таких занятиях расширяется представления детей об окружающем мире, дети знакомятся с различными основными физическими и химическими свойствами веществ.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.
Отсюда цель данной работы: разработка содержания экспериментов с применением ИКТ и их реализация в средней возрастной группе
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
Изучить научную, методическую литературу по теме дипломной работы
Разработать содержание экспериментов с объектами неживой природы и интерактивные игры с использованием программы MSPowerPoint
Раскрыть особенности создания предметно- пространственной среды для экспериментирования
Раскрыть методику проведения экспериментирования с использованием ИКТ.
Проанализировать результаты практической деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ОБЪЕКТАМИ НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ С ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребенком окружающего мира, соответствующая его возрасту.
Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т.п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов очень эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Благодаря этому у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их особая педагогическая ценность.
Творческий коллектив под руководством .Поддъякова Н.Н д.п.н. осуществлял разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития старших дошкольников.
2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Как отмечает автор конспектов по образовательной области "познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора"О.В. Дыбина, важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми среднего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента:
- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
- у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- также развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.
Дети среднего дошкольного возраста приобретают способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.
Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.
Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать, по мнению советского психолога, доктора психологических наук, профессора М.И. Лисиной, как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видов деятельности и все стороны воспитания. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:
- действие показывает воспитатель;
- затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
- воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
- ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
-для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.
Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента. Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт - это средство для развития мыслительных процессов детей.
В процессе деятельности у детей среднего дошкольного возраста происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.
В ходе деятельности дети учатся анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончании образовательной деятельности обсуждается с детьми, что нового они узнали, закрепляется пройденный материал.
Методика организации и проведения экспериментирования с ИКТ
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Введение информационных технологий в программу дошкольного образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. ИКТ оборудование значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
ПОРТФОЛИО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При разработке комплексно – тематического плана делался акцент на образовательную деятельность, направленную на познавательное развитие детей. В связи с этим в КТП отсутствует образовательная деятельность, которая не относится к содержанию данной работы.
Календарный комплексно-тематический план образовательной деятельности
Тема недели: «Волшебница - вода»
Возрастная группа: средняя
Воспитатель : Левшакова Кристина Валерьевна
Цель: создание условий для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации
Задачи:
- обучающая: побуждать детей к самостоятельному поиску информации об изучаемом объекте - воде.
- развивающая: совершенствовать осваиваемые средства и способы разных видов детской деятельности, включенных в тематическую неделю; предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей.
- воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать желание детей экспериментировать.
Образовательные продукты – результаты детской деятельности по завершению тематической недели: Аппликация «Волшебница – вода»
День недели
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность ребенка в подготовленной среде (РППС)
Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных процессах
Понедельник
30.03
Первая половина дня
Беседа «Вода в нашей жизни»
Цель: формирование у детей знания о значении воды в жизни человека.
Игра-эксперимент с применением ИКТ оборудования «Путешествие капельки»
Цель: закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года
Прогулка
- опыт «Очистим воду»
цель: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки.
Самостоятельная деятельность детей по выбору в центрах активности.
Цель:предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей
Центр игры и игрушки/ сюжетно-ролевой игры
- Настольно-печатные игры «Разложи по порядку»
- внесение новых атрибутов для игры (каталог причёсок, схемы для уголка строителей, валюта для магазина)
Информирование родителей о теме недели.
Цель: приобщение родителей к теме недели и приобщение к предстоящей деятельности
День недели
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность ребенка в подготовленной среде (РППС)
Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных процессах
Вторник
31.03
Вторая половина дня
Беседа «Для чего нужна вода?»
Цель: уточнение представлений о воде.
Экспериментирование:
«Свойства воды»
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы;
- учить понимать смысл карточек – схем.
Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
- стимулировать познавательную активность детей.
Игра – эксперимент «Подушка из пены»
Цель:развитие у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Самостоятельная деятельность детей по выбору в центрах активности.
Цель: предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей
Центр игры и игрушки/ сюжетно-ролевой игры
- Настольно-печатные игры «Кто живет в нашем крае?»
- внесение новых атрибутов для игры (каталог причёсок, схемы для уголка строителей, валюта для магазина)
Размещение на стенде информации консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
День недели
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность ребенка в подготовленной среде (РППС)
Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных процессах
Среда
01.04
Первая половина дня
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация
Цель: обучение детей созданию аппликации «Волшебница - вода» из бумаги
Задачи:
Обучающая: продолжать учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации
Развивающая: формировать умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию
Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами
Игра – эксперимент с применением ИКТ оборудования «Воздух повсюду»
Цель:закрепление знаний о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявление его свойства — невидимость
Прогулка
- исследовательская деятельность:
цель: найти облака, похожие на животных, сравнить перистые облака и кучевые.
Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?»
Цель: дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
Самостоятельная деятельность детей по выбору в центрах активности.
Цель: предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей
Центр игры и игрушки/ сюжетно-ролевой игры
- Настольно-печатные игры «Сложи картинку»
- внесение новых атрибутов для игры (Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.)
Предложение родителямвыполнить вместе с детьми эксперименты из консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!».
И составить рассказ «Как я экспериментировал?»
День недели
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность ребенка в подготовленной среде (РППС)
Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных процессах
Четверг
02.04
Вторая половина дня
Игра – эксперимент с применением ИКТ оборудования «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Экспериментирование «Мел и его свойства»
Цель: Обобщение представлений о свойствах мела.
Задачи:
Обучающая задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах мела.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Оформление фотовыставки «Мы -исследователи»
Цель: оформление продукта совместной деятельности
Самостоятельная деятельность детей по выбору в центрах активности.
Цель: предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей
Центр игры и игрушки/ сюжетно-ролевой игры
- Настольно-печатные игры «Когда это бывает?»
- внесение новых атрибутов для игры (пальчиковые куклы, ширма, декорации)
Приглашение родителей на презентацию фотовыставки «Мы – исследователи»
День недели
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность ребенка в подготовленной среде (РППС)
Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных процессах
Пятница
03.04
Первая половина дня
Игра – эксперимент с применением ИКТ оборудования «Мы капельки»
Цель: закрепить знание детей о круговороте воды в природе.
Викторина
«Волшебница вода»
Цель: показать детям взаимодействие всего живого в природе.
Презентация фотовыставки «Мы -исследователи»
Цель: оформление продукта совместной деятельности
Самостоятельная деятельность детей по выбору в центрах активности.
Цель: предоставление детям права выбора видов деятельности с учетом их интересов и потребностей
Центр игры и игрушки/ сюжетно-ролевой игры
- Настольно-печатные игры «Разложи по порядку»
- внесение новых атрибутов для игры (все игрушки, необходимые для игры в детский сад)
Беседа с родителями
Цель: информирование родителей о проделанной деятельности
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Свойства воды»
Возрастная группа: средняя
Цель:
Для педагога (педагогическая)
Для детей (образовательная)
обучение детей выполнению экспериментов с водой
выполнение экспериментов с водой
Задачи
Для педагога
Для детей
Обучающая: познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы
Развивающая: развивать умение решать задачу, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом; стимулировать познавательную активность детей
Воспитательная: воспитывать умение работать со сверстниками, а также аккуратность при работе с материалами и инструментами
Обучающая: узнать свойства воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы
Развивающая: уметь решать задачу, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом; проявлять познавательную активность
Воспитательная: проявлять умение работать со сверстниками, а также аккуратность при работе с материалами и инструментами
Дополнительные задачи:
- игровая: выполнить правильно задание по содержанию экспериментированию.
- технические: формирование навыков работы на ИКТ оборудовании
Планируемые результаты: дети поддерживают беседу и активно в ней участвуют
Подготовительная работа: дети участвуют в беседе об объектах живой и неживой природы
Материалы и оборудование: телевизор, флэшка с мультфильмом и заданием, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, масло эфирное «Апельсин», «Лимон», «Пихта».
№
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемые результаты
1.
Организационно – мотивационный этап
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия
Приглашаю детей на занятие.
Предлагаю детям отправиться в научную лабораторию.
Включаю мультфильм про ученых, сопровождаю его своей речью.
Загадываю загадку про воду.
Провожу беседу о пользе воды и о том, как ее нужно беречь
Наглядный: Просмотр мультфильма
Словесный: беседа, ситуативный разговор
Дети участвуют в ситуативном разговоре, проявляют интерес
У детей появится интерес к экспериментированию
2.
Основной этап
2.1.
Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
Предлагаю детям провести эксперименты, чтобы ответить на вопрос «Какие свойства имеет вода?»
Словесные: ситуативный разговор, вопросы
Дети принимают участие в формулировании ответа на проблемный вопрос
Дети смогут ответить на поставленный вопрос и расскажут какие свойства по их мнению имеет вода
2.2.
Этап ознакомления с материалом
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, оптимизация) определенного объема знаний и представление о свойствах воды
Совместно с детьми провожу эксперименты с водой:
Вкус воды
Прозрачность воды
Запах воды
Форма воды
После каждого эксперимента формулирую вывод.
На телевизоре показываю детям карточки – схемы опытов и предлагаю выбрать те, которые мы выполняли и которые не выполняли
Практический: выполнение экспериментов, выбор карточек - схем
Словесный: формулировка выводов
Дети выполняют эксперименты, формулируют выводы, выполняют задание
Дети ознакомятся со свойствами воды
2.3.
Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы
Подвожу итог:
- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Какие свойства воды вы запомнили?
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы)
Словесный: беседа
Принимают участие в беседе
Дети проанализируют проделанную работу
3
Заключительный этап
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки
Формулирую заключение занятия с помощью вопросов:
Дети, что мы сегодня с вами делали? Мы сегодня с вами очутились в лаборатории и выполняли опыты с водой. Какие опыты вам запомнились? Все ли у вас получалось? Спасибо вам за занятия, в следующий раз мы будем проводить опыты с другим объектом неживой природы.
Словесный: беседа
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы
Подводят итоги
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Мел и его свойства»
Возрастная группа: средняя
Цель для педагога: обучение детей выполнению экспериментов с мелом
Цель для детей: выполнение экспериментов с мелом
Задачи для педагога:
Обучающая: познакомить детей со свойствами мела, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом
Развивающая: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
Воспитательная: воспитывать умение работать со сверстниками, а также аккуратность при работе с материалами и инструментами
Задачи для детей:
Обучающая: узнать свойства мела, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом
Развивающая: проявлять познавательный интерес в процессе экспериментирования; уметь находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
Воспитательная: проявлять умение работать со сверстниками, а также аккуратность при работе с материалами
Дополнительные задачи:
- игровая: выполнить правильно задание по содержанию экспериментированию.
- технические: формирование навыков работы на ИКТ оборудовании
Планируемые результаты: дети выполнять эксперименты с мелом и узнают о его свойствах
Подготовительная работа: дети участвуют в беседе об объектах живой и неживой природы
Материалы и оборудование: ноутбук, флэшка с играми, цветные мелки, миски, камни разного размера, вода, пластиковая бутылка — 2-3 штуки.
№
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемые результаты
1.
Организационно – мотивационный этап
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия
Приглашаю детей на занятие.
Предлагаю детям поиграть в интерактивные игры, чтобы узнать с каким объектом природы будут проводиться эксперименты.
Показываю презентацию про появление мела и сопровождаю ее собственной речью.
Наглядный: Просмотр презентации
Словесный: беседа
Практический: решение игровых заданий
Дети участвуют в ситуативном разговоре, проявляют интерес
У детей появится интерес к экспериментированию
2.
Основной этап
2.1.
Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
Предлагаю детям провести эксперименты, чтобы ответить на вопрос «Какие свойства имеет мел?»
Словесные: ситуативный разговор, вопросы
Дети принимают участие в формулировании ответа на проблемный вопрос
Дети смогут ответить на поставленный вопрос и расскажут какие свойства по их мнению имеет вода
2.2.
Этап ознакомления с материалом
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, оптимизация) определенного объема знаний и представление о свойствах воды
Совместно с детьми провожу эксперименты с мелом:
- Какой мел мягче: сухой или мокрый?
- Что будет, если мел поместить в бутылку с водой? Растворяется ли мел?
- Теперь мы будем рисовать и сравнивать. Какими мелками рисовать удобнее сырыми или сухими? Какими выходит ярче?
- Что произойдет с камнем, если его положить в меловую воду?
После каждого эксперимента совместно с детьми формулирую вывод.
Практический: выполнение экспериментов,
Словесный: формулировка выводов
Дети выполняют эксперименты, формулируют выводы
Дети ознакомятся со свойствами мела
2.3.
Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы
Подвожу итог:
- Понравилось ли вам выполнять опыты?
- Какие свойства мела вы запомнили?
Словесный: беседа
Принимают участие в беседе
Дети проанализируют проделанную работу
3
Заключительный этап
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки
Формулирую заключение занятия с помощью вопросов:
Дети, что мы сегодня с вами делали? Какие опыты вам запомнились? Все ли у вас получалось? Спасибо вам за занятия, в следующий раз мы будем проводить опыты с другим объектом неживой природы.
Словесный: беседа
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы
Подводят итоги
Картотека экспериментов с объектами неживой природы для детей средней группы
ВОДА
Эксперимент 1. «Вкус воды»
Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная).
А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Эксперимент 2. «Прозрачность воды»
А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?
Значит вода какая? (прозрачная).
А теперь добавьте любую краску в стаканчик с водой. Что произошло? (вода окрасилась)
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Эксперимент 3. «Форма воды»
Имеет ли вода определённую форму? (нет)
А теперь давайте перельём воду из стакана в эти формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)
Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).
Эксперимент 4. «Запах воды»
Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода?
А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин», «Лимон», «Пихта» в некоторые стаканчики, дети определяют, чем пахнет.)
Давайте перемешаем. Теперь понюхайте ещё раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином, лимоном, пихтой)
Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.
ПЕСОК
Эксперимент 1. «Из чего состоит песок?»
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)
Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Эксперимент 2. «Песок способен окрасить воду?»
В стакан с водой нужно опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.
Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Эксперимент 3. «Может ли песок двигаться?»
Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Эксперимент 4. «Как с помощью песка можно очистить воду»
Существует метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях- это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду.
Что происходит с водой?
Где остается мусор?
Мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него.
Вывод: песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее
ВОЗДУХ
Эксперимент 1. «Воздух вокруг нас»
Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.
Что вы чувствуете? (Ответы детей).
Эксперимент 2. «Сила воздуха»
Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги и картона. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде машите картонками, и бумажный лист будет двигаться вперед. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем.
Игра «У кого быстрее».
Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).
Эксперимент 3. «Невидимый воздух»
Взрослый показывает детям пустую пластиковую бутылку.
Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?
А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).
Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)
Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.
Эксперимент 4. «Запах воздуха»
Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
МЕЛ
Эксперимент 1. «Какой мел мягче: сухой или мокрый?»
Подготовка к основному наблюдению: берем мелки для этого и делим на две части. Одну порцию мелков кладем в миску и заливаем водой. Залили? А теперь внимательно на мелки, которые в воде, посмотрим. Что наблюдаем? Видим, как из мелков выходят пузырьки. Что это за пузырьки? Откуда они? Что это такое? Это пузырьки воздуха, вода вытесняет его из мелков.
Пока одна часть мелков лежит в воде, перейдем к основному наблюдению и опыту с другой частью мелков.
Можно ли мел превратить в порошок? Что для этого потребуется? Большой камень и миска. Растираем мел, превращаем его в в порошок. Легко ли раздавливать сухой мел?
После того, как раздавили сухой мел, переходим к сырому мелу. Раздавим его. Если сырой мел раздавить, получим ли мы порошок? Растираем мел. Сравниваем: что легче сырой мел растирать или сухой?
Эксперимент 2. «Что будет, если мел поместить в бутылку с водой? Растворяется ли мел?»
Выясним сначала, что значит раствориться в воде. После чего переходим к опыту. Берем бутылку, наливаем в нее воды. Какая вода? Прозрачная. Затем берем меловой порошок, который мы получили от предыдущего опыта, насыпаем его в бутылку, тщательно перемешиваем или взбалтываем. Что мы видим? Вода мутная, окрасилась в цвет мела. Что произойдет, если бутылку оставить в покое, не трясти ее какое-то время?
По истечении какого-то времени мы сможем увидеть осадок и прийти к выводу, что мел в воде не растворяется.
Эксперимент 3. «Теперь мы будем рисовать и сравнивать. Какими мелками рисовать удобнее сырыми или сухими? Какими выходит ярче?»
Берем картон толстый или дощечку, а также мелки, которые замочили в самом начале. Приступаем к рисованию, сначала рисуем сухими, затем пробуем сырыми. Озвучиваем свои наблюдения.
Эксперимент 4. «Что произойдет с камнем, если его положить в меловую воду?»
Для этого опыта, который затем мы превратим в игру, понадобится:
Камни, миски с водой, в которых растерт и перемешан мел, в каждой миске свой цвет
Берем камни и опускаем в ту или иную миску с мелом. Хорошенько камень в валяем в меловом растворе, достаем и высушиваем на солнышке. Когда камень высохнет мы заметим, как он слегка окрасился в цвет мела.
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Успехов вам,
уважаемые родители!
Сценарий итогового мероприятия
Презентация фотовыставки «Мы - исследователи»
Цель: подведение итогов по результатам совместной деятельности с детьми, демонстрация проделанной работы. Задачи:
Обучающая: закреплять умение презентовать выполненную работу перед сверстниками, закреплять знания по теме недели в ходе рассказа о процессе экспериментирования;
Развивающая: развивать связную речь в ходе рассказа о процессе экспериментирования и оформлении фотовыставки, развивать умения рассказывать последовательно, сдержанно; Воспитательная: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
При создании фотовыставки был сделан выбор где лучше оформить выставку: либо в приемной группы, либо в уголке экспериментирования. Дети захотели оформить фотовыставку в уголке экспериментирования.
Перед презентацией фотовыставки была проведена беседа, в которой дети смогли рассказать о знаниях, которые получили во время экспериментирования.
Во время презентации каждый ребенок мог подойти к стенду с фотографиями и рассказать о том, с какими объектами природы он экспериментировал, какие эксперименты проводил, что ему в этом помогало.
Затем я провела заключительную беседу.
После презентации пригласила родителей посмотреть на фотовыставку. Продемонстрировала конспекты занятий. Рассказала о том, как дети были заинтересованы в ходе экспериментирования. Выслушала их предложения.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетным направлением данной работы является развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с использованием ИКТ оборудования. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано мое активное внедрение детской экспериментальной деятельности в практику моей работы с дошкольниками.
Чтобы процесс развития познавательной активности детей стал успешным, был создан ряд педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к исследовательской деятельности с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для этого вида деятельности предметно- развивающая среда;
- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательской деятельностью.
Основными принципами работы стали:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе использовались: ИКТ оборудование, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремление к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому я акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Я стремилась не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностям
Опыт детей обогащался через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
В ходе деятельности дети учились выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Дети учились находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов с детьми обсуждалось, кто из них узнал что-то новое, оформили фотовыставку. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу,
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
Таким образом, данная работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения исследовательской деятельности с ИКТ оборудованием в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментальной деятельности оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Разработка и реализация тематического плана образовательной деятельности, конспектов НОД по экспериментированию с объектами не живой природы с ИКТ, картотеки экспериментов с неживой природой, интерактивных игр, сценария итогового мероприятия и форм взаимодействия с семьёй в средней группе мне очень понравилась. В последующем выполненная мною работа может использоваться воспитателями ДОУ как один из способов реализации «Познавательного развития» или экологического образования детей среднего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф. дис. …канд. пед. наук / О.В. Афанасьева. – СПб., 2015 – 24 с.
Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. - 1984 - № 1 - C. 34 - 40
Захарова А. С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015 —№23. — С. 954-958.
Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 224 с.
Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т. В. Калинина // Управление ДОУ,- 2008.- № 6 C. 32–38.
Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. …канд. пед. наук / О.В. Киреева. – СПб., 2018 – 24 с.
Комарова Т. С. Инновационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / И. И.Комарова, Т. С. Комарова, А. В. Туликов и др.- М.: Мозаика-Синтез, 2011 - 128 с.
Лежнина М. В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста / М. В.
Лежнина // Вестник РУДЫ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2011 - №3. - C. 77- 83
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издат. центр "Академия", 2010г
От рождения до школы: примерная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2017 – 304 с.
Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012 — С. 51-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2879/ (дата обращения: 08.05.2018).
Поддьяков А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н.Н. Поддъяков. – М., 1989 – 24 с.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект.-Волгоград: Перемена, 1995
Рыжова Н.А. Я и природа: учеб.-метод. комплект по экологическому образованию дошкольников / подред. Н.А. Рыжовой. – М.: Линка-Пресс, 1916 – 56 с.
Шайхутдинова А. М. Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар.науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014 — С. 160-162
Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. -№ 2. – С. 42-59.
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание – 1998. - № 10. – С. 80-82.
Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание – 2019. - № 9. – С. 64-70.
Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012. - №4. – С. 366-367.
Ривина, Е. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Е. Ривина // Детский сад от А до Я – 2016. - № 2. – С. 27-33