Просмотр содержимого документа
«Разработка творческого проекта "Рисунки, спрятанные в пальчиках"»
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Рисунки спрятанные в пальчиках"
развитие детского изобразительного творчества у детей старшего школьного возраста.
Воспитатель: Дубасова М.С.
Вид проекта: краткосрочный
Сроки: месяц (25.01.2021г. по 05.02.2021г.)
Тип проекта: ТВОРЧЕСКИЙ
Участники проекта: воспитатель и дети старшей группы.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский
Актуальность. Как показывает практика, современные дети, приходящие в школу, имеют низкий уровень развития произвольной сферы, мелкой и крупной моторики. В процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом, развитие моторики и координации движений пальцев рук играет важную ролью. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Что же можно сделать, чтобы развить руки ребенка, как подготовить дошкольников к письму? Одним из комплекса мер по развитию мелкой моторики является изобразительная деятельность. Для дошкольного возраста существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Радость творчества обогащает эмоциональную палитру ребёнка новыми чувствами. Ребёнок способен на деятельность ровно настолько, сколько способен удерживать к ней интерес. Интерес вызывается новыми эмоциями от возможности использовать разнообразные материалы, применять интересные техники изобразительного исполнения (в рисовании, аппликации, лепке и др.), от самого результата творчества, а также от общения, сопровождающего это творчество.
Мотивации к изобразительной деятельности вызываются интересом к ней. Потребность в рисовании возникает в ситуации успеха и доброжелательной оценки результата творчества дошкольника в сравнении с самим собой. Кажущееся несовершенство детских работ, тем не менее, наполнено теми деталями, которые ребёнок увидел, осознал и творчески использует в различных ситуациях своей изобразительной деятельности. Иными словами, "я рисую (леплю, моделирую и т.п.) - я интерпретирую мир ", то есть, произведения детского творчества говорят от лица ребёнка о том, "каким я вижу этот мир".
В данном случае, знакомство с техникой прорисовывания из ладони отвечает всем описанным аспектам. Ладонь – это часть руки ребёнка, а рука – орган познания и преобразования этого мира. В проекте рука становится не только средством, но и объектом исследования и преобразования.
Цель: развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста, посредством изобразительных игровых упражнений на основе обрисовывания ладони руки. (Ладонь выступает как основа, как заданная форма).
Задачи:
Учить детей превращать заданную форму (обведенную ладонь) в различные художественные объекты, используя цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Формировать технические навыки работы с этими материалами.
Воспитывать интерес к рисованию; учить эмоционально отзываться на "найденные" и созданные образы, свои собственные и сверстников.
Методическое обеспечение проекта:
Веракса. Проектная деятельность в ДОУ.
Н.В Дубровская. Рисуем из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. "Издательство-ПРЕСС".
Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение проекта:
наборы соответствующих альбомов для наблюдения («Животные», «Пейзажи», «Птицы», «Обитатели моря», репродукции картин Шишкина и др.);
презентации по темам «Золотая осень», «Перелётные птицы», «Как хлеб на стол пришёл»;
наборы муляжей и предметов - объектов природы;
мягкие цветные карандаши или восковые мелки (по числу детей), фломастеры;
ножницы; цветная бумага, ватманы;
пластилин, стеки, доски для лепки;
альбомные листы (по числу детей);
простой карандаш, ластик (по числу детей).
1 этап (25.01.21 – 27.01.21): «Сжатая ладонь»
Учимся, путем дорисовывания превращать ладонь в разные объекты. Игра «Превращалки»
- картины лесных пейзажей в творчестве русских художников;
- гербарии листьев различных деревьев;
- иллюстрации бабочек;
- рассматривание деревьев на участке, сравнение их строения (общие схожие части, индивидуальные отличия);
- нахождение на прогулке крон деревьев на горизонте, вписывающихся в контур ладони;
- просмотр презентации «Времена года»;
- слушание произведения «Времена года» П.И. Чайковского;
- чтение стихотворений о временах года;
Аппликация:
- вырезывание по контуру сомкнутой ладони крон деревьев для совместной коллективной работы – «Зимний лес»
Рисование:
- «Аквариум» прорисовывание рыбок из ладони, детализирование рисунка характерными особенностями (понятие «передний и задний план»)
2 этап (28.01.21 – 03.02.21):
1 -- «Рука - птица»,
2 -- «Вот - ладошка, а на ладошке - ножки!»
Задание 1: обвести ладонь, карандашом или фломастером, плотно сжав четыре пальца, при этом большой палец нужно отвести максимально в сторону. Соединить округлой линией обведенные края.
Задание 2: обвести ладонь, карандашом или фломастером, слегка разжав все пальцы, при этом большой палец отвести с напряжением в сторону. Соединить округлой линией обведенные края.
Играем в игру «Превращалки». Учимся, путем дорисовывания превращать ладонь в разные объекты. Смотрим что это, или кто это мог бы быть? Конструируем сложные объекты путем накладывания левой и правой ладоней.
- «Сказочные птицы» прорисовывание крыльев из сомкнутых пальцев, на ладони, детализирование рисунка характерными особенностями
- рассматривание и сравнение животных и разных птиц;
- наблюдение за птицами на участке и вне;
- рассматривание рисунков животных и птиц;
- подвижная игры «Птицы»;
3 этап (04.02.21 – 05.02.21) Сказка на ладошках.
Задание: обвести ладонь, карандашом или фломастером, сильно разжав все пальцы. Соединить округлой линией обведенные края. Играем в игру «Превращалки». Учимся, путем дорисовывания создавать несложный сказочный сюжет на ладони, украшать ладонь, дорисовывать объекты на пальцах и внутри ладони.
Рисование:
- «Сорока – белобока», «Сказочный замок» прорисовывание из пальцев головы – от линии начала ладони, детализирование рисунка характерными особенностями
Ожидаемый результат:
Развитие координации движений
Раскрытие творческой личности в каждом дошкольнике
Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления