Просмотр содержимого документа
««Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи во всех видах музыкальной деятельности»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Компенсирующего вида
«Детский сад № 94»
г. Дзержинск Нижегородской области
«Развитие чувства ритма
у детей с тяжёлыми нарушениями речи
во всех видах музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель высшей квалификации
Мовшевич Лариса Евгеньевна
Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Чувство ритма, по мнению О.П.Радыновой - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века. Л.С.Выгодский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина,, А.В Кенеман, Л.А.Венгер, О.П. Радынова рассматривали чувство ритма как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка в тесной связи с эмоционально-образным содержанием музыкального произведения. Система ритмического воспитания Эмиля Жака- Далькроза получила широкое распространение ещё в начале ХХ века в Европе.Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Концепция Карла Орфа«Шульверк. Музыка для детей» или иначе «Элементарное музицирование» - одна из самых известных и распространенных в более сорока стран мира.
В нашей стране в настоящее время существует широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий.
Наиболее разработанной в отношении развития чувства ритма разнообразными средствами музыкально-двигательной деятельности является программа «Ладушки». В ней существует специальный раздел «Развитие чувства ритма, музицирование». На основе этой программы я разработала свою рабочую программу.
Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, наряду с предложенным материалом использую методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаю эффективными в работе по данному направлению. Большую помощь здесь оказывает такая музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия «Доноткино» («Заводные макароны» и «Квадратный апельсин»), «Бим! Бам! Бом!», «Весёлая шарманка», «Учусь творить, Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» и др.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
С каждым годом все острее встает вопрос о воспитании и развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии.
Успех преодоления речевых расстройств у дошкольников зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса.
Ежегодно по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии даются рекомендации по развитию у детей с тяжелыми нарушениями речи чувства ритма.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше используя такие формы работы как речевые и музыкальные игры, ритмические упражнения.
По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Использование координации речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения дошкольника. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Для свободного проявления творческих способностей детей необходимо создать атмосферу интересной и увлекательной деятельности детей. В этом может помочь игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:
- музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;
- восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.
Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально-ритмическое чувство – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Развитие ритмического чувства детей не только развивает музыкальные способности, но и является основой правильной речи.
Это послужило выбору моей углубленной темы «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи во всех видах музыкальной деятельности»
Цель: развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
1. Развить умение воспроизводить ритм звучащими жестами или на музыкальных инструментах.
2. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движениях,
3. Согласовывать движения с характером музыки; двигаться, не подражая друг другу.
4. Формировать умение двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения, реагировать на смену музыкальной фразы.
Предполагаемый результат:
Дети умеют:
- воспроизводить заданный ритм
- передавать ритм в движении
- реагировать на смену музыкальной фразы
- эмоционально реагировать на музыку
- следить за развитием музыкального образа (инсценировка)
Новизна: выстроена система работы на музыкальных занятиях по развитию чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством музыкально-ритмической игры.
Адресат: воспитанники 5 -7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. К видам музыкальной деятельности относятся;
Восприятие
Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
Творчество
Музыкально-образовательная деятельность
Музыкально-игровая деятельность
Чувство ритма (как я уже говорила) - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её». Я поставила себе цель на развитие ритмического чувства во всех видах музыкальной деятельности.
Восприятие
Понятно, что музыка без ритма не существует: всякое полноценное восприятие музыки уже есть ритмическое восприятие.
Каждому педагогу известно, что восприятие музыки – это «слухо-двигательный процесс» (Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей), в котором моторные реакции присутствуют всегда – даже тогда, когда они совсем незаметны. Это движения головы, рук, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о глубокой связи двигательных реакция с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Переживание ритма, а следовательно, и восприятия музыки – это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает…» (Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей).
Т.Э.Тютюнникова также считает, что необходимо движение во время восприятия музыки как специальный педагогический прием. Тогда само движение, относительно музыки, становится обучающим фактором. Причем движение должно быть импровизированным, т.к. оно больше подходит спонтанности чувств, но точно двигаться в четких размерах. Исполнять метрический пульс под музыку различного характера.
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям совершенно необходимо «пропустить» их через свое тело. Тело человека является тем органом, который способен воспринимать музыку во всей полноте. Жак-Далькрозподтверждал: «В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». «Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный»
Так зачем двигаться под музыку?- Чтобы её понимать!
Эмоционально и осознанно воспринимая музыкальное произведение, у ребенка развивается ощущение ритма, как нечто практического, познанного на личном опыте.
Используя в своей практике этот прием «движение во время восприятия музыки» я обнаружила, что ритмический слух детей обострился, эмоциональная сфера обогатилась.
Известный отечественный психолог Теплов Б.М. также выделял
Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
Исполнительская музыкальная деятельность предполагает очень много индивидуальной работы. Это разучивание партий для исполнения их потом в оркестре, закрепление музыкально-ритмических движений в танцах: общих и индивидуальных, развитие навыков интонирования. Но дети не воспринимают это как наказание, а, наоборот, награда. Они с удовольствием бегут в музыкальный зал, чтобы хлопать, топать, играть на муз.инструментах, танцевать, петь.
Я хочу кратко рассказать о приемах и методах , которые я использую в исполнительской муз. деятельности для формирования ритмического чувства. Воспитание ритмического чувства осуществляется по принципу «от простого – к сложному».
Пение
В певческой деятельности детей, работа над ритмом также занимает особое место, так как ни одна песня не может быть исполнена вне ритма.
В пении использую слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек (прохлопывание одновременно со скандированием). Побуждаю детей «переносить» ритм слов на инструменты и в «звучащие жесты» с речевой поддержкой, сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса («звучащие жесты», шумовые инструменты, ксилофон).Поем нетрудные песни с аккомпанементом на тонике и тонической квинте, исполняемым детьми на ксилофонах. Постепенно присоединяем еще один, два ритмических инструмента.
При разучивании песни предлагаю прохлопать ритм, использую приёмы «Проговори ритм», «Проиграй заданный ритм», «Повтори ритм в стихах», «Спой песню ладошками», а также выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.
Нравится использовать в работе со старшими дошкольниками несложные «Песенки-бусинки» Т.Э.Тютюнниковой (например:«Любимый звук», «Телефон», «Пряничные человечки» и т.п.).
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни, в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).
Хочу предложить вам для просмотра упражнение,где происходит
усиленная работа над ритмом детей с помощью речи («Фруктовый салат» автор Т.Э.Тютюнникова).
На первую часть полечки все выполняли «звучащие жесты» и при этом проговаривали слова. Сначала точное повторение за педагогм, а потом свободная импровизация. Очень важный момент – когда дети произносят слова про себя. Ритм очищается от ритма слов и становится «чистой музыкой». Дети удерживают слова в голове, и это им помогает сохранять ритм. Как раз это и есть методический момент. Этот ритмоказывается, простаяступенечка, и он может быть перенесен в любую песенку, танец, музыкальный инструмент. В оркестре его можно дать барабану, маракасу, треугольнику и оркестр готов. И готова композиция, если договорится: сначала мы будем говорить, потом играть на инструментах, потом Дима играть на таком-то инструменте и т.д.
Здесь все соединено – речь, жест, музыка.
Видео. Фруктовый салат.
Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические движения непосредственно связаны с общей моторикой детей
Чувство ритма развивается, прежде всего, в движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки – это одно из условий, необходимых для развития этой способности.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Существует много приемов, которые помогают детям усвоить ритм самих движений:
образное сравнение
счет вслух
комментирование движений хором
вслушивание в тишину (осмысление пауз)
накладывание движений на текст песни
использование упражнений с предметами и т.д.
Очень часто использую прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на магнитной доске (длинные и короткие палочки).
Очень полезным для развития чувства ритма приемом являются
Ритмизированные жесты – это танцевально-пластические движения ритмического характера (качания головой, покачивания с ноги на ногу, взмахи руками и т.д.
Эти же приемы я использую при разучивании танцев, хороводов, музыкально-ритмических игр.
Поскольку все виды хореографии для детей дошкольного возраста носят преимущественно игровой характер, то я стараюсь вводить в репертуар детей танцы, основанные на каком-то сюжете, или, так называемые характерные танцы, в которых выразительные движения персонажей выполняются в свойственной им манере: ёлочки, снежинки, осьминожки, гномики, снеговики, феи и т.п...
Сюжетный танец привлекает детей возможностью перевоплощения и своим сюжетным развитием. И поскольку ритм является еще и категорией эмоционально-выразительной, художественно-смысловой, то такие виды танцев, помогают ребенку осваивать ритм, исходя из образа, и тем самым развивают его творческие способности.
В конце презентации я хочу предложить вашему вниманию танец «Снегурочки, елочек и снежинок»
Видео. Танец Снегурочки, елочек и снежинок.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Очень продуктивной деятельностью для развития ритмического чувства, является игра на музыкальных инструментах.
Старшие дошкольники используют много шумовых инструментов (это всевозможные колокольчики, румбы, маракасы, кастаньеты, ритмические палочки и т.д.), осваивают игру на металлофонах, ксилофонах.
Если на раннем этапе освоения игры на музыкальных инструментах я пытаюсь добиться лишь ритмичного тактирования под музыку, то следующий этап - научить детей различать сильную и слабую доли такта, а игра на металлофоне требует не только равномерного удара молоточком, но и осознания движения мелодии в заданном ритме.
Таким образом, в процессе игры на музыкальных инструментах формируются не только элементарные навыки исполнительства, но и развивается чувство ритма, благодаря которому, ребенок может не только проигрывать знакомое произведение, но придумывать свои «песенки», основанные на знакомых ритмических формулах или придуманных им самим.
Интересным приемом в овладении игрой на инструментах и в восприятии чувства ритма является введение в репертуар детей игр с использованием музыкальных инструментов. Но об этом я расскажу немного позднее, когда речь пойдет об игре.
Игра на детских музыкальных инструментах предполагает учебное и концертное музицирование.
Учебное музицирование – это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритмаи звуковысотного слуха.
Концертное же предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки.
Каждый ребенок в оркестре получает инструмент, в соответствии со своими музыкальными возможностями. Кто-то исполняет сложную ведущую партию на ксилофонах и металлофонах , а кто-то может подыграть только на колокольчиках. Но все дети непременно участвуют в оркестре. А чтобы оркестр прозвучал слаженно, и каждый исполнил бы свою партию успешно, проводится много индивидуальной работы, в процессе которой дети хорошо осваивают свои партии.
Принцип работы над ритмом я здесь использую такой, о котором уже говорила и показывала в работе над ритмом в «Фруктовом салата». Ритм сначала отрабатывается: проигрывается «звучащими жестами», проговаривается слогами, выкладывается ритмическими карточками, и лишь потом используется в конкретном произведении.Ритмические карточки помогают для закрепления зрительного образа. Позднее я об этом еще буду говорить. Хочу предложить вашему вниманию концертное исполнение «Вальса» И.Штрауса, который мы выучили для концертного исполнения (подарок для мам на 8 марта).
ВИДЕО
Игра в оркестре. И. Штраус «Вальс
Творчество
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в творческий процесс общения с музыкой. Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Это музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные.
Успешность творческих проявлений детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах зависит от наработки навыков
Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «Эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом он допускал любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Но эта игра имеет свое творческое продолжение.
Сначала в этой игре ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.
Творчество в пении
Для наработки этих качеств в пении я использую следующие творческие задания по развитию чувства ритма у детей. Творческие задания :
- пропеть свое имя и прохлопать его ладошками;
- пропеть ответ на заданный вопрос, используя шумовой инструмент (по выбору);
- придумать мелодию на заданную тему (например, песенку дождя) и сыграть ее на металлофоне;
-придумать свою мелодию на простейший текст (например, «Ехали медведи на велосипеде») и использовать «звучащие жесты»;
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем развития музыкальности ребенка. Ребенок начинает импровизировать, создавать образ, танец, при условии, что у него развито восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и, если он владеет двигательными навыками. Развитое чувство ритма здесь играет огромное значение.В основе лежит знание основных танцевальных движений. А затем из знакомых движений ребенок может сам составить танец.
Я стараюсь поощрять в детях эмоциональное исполнение и всегда напоминаю, что движения должны сочетаться с музыкой, иначе танец не будет красивым.
Творческие задания:
- придумай свой танец на прослушанную музыку;
- протанцуй танец снежинки или другого персонажа;
- русскую пляску, вальс с мамой и др.
- оживить образ кого - либо в игре;
- показать пантомиму.
Инструментальное творчество или творчество в игре на детских музыкальных инструментах.
Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.
Я стараюсь вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Творческие задания:
- «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).
- «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
- «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» ( ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
- «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
- «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).
- «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.
Важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Для этого хорошо использовать ритмодекломацию. Эту игровую технологию можно отнести к музыкально-ритмической игре. Здесь немного времени для творчества и импровизации, но все - таки есть.
Речевое музицирование «Зимнее рондо»
(Автор Т.Э.Тютюнникова альбом «Бим-бам-бом»)
В руках у детей простейшие музыкальные инструменты.
С их помощью озвучивается история, описанная в стихотворении. Каждый ребенок принимает участие в озвучивании и делает так, как он это хочет здесь и сейчас. Но с детьми договариваются, кто что будет озвучивать.
Разучивание и есть уже музицирование.
1 раз – распределили музыкальные инструменты.
2 раз – все уже попробовали и поняли, как устроена эта игр
А «Когда есть хоть немного творчества и удовольствия, то и результат получается лучше». Т.Э.Тютюнникова
Я хочу показать вам фрагмент – знакомство с гаммой До-мажор.
С помощью пения песенки
«Каждый звук имеет свое имя» Ж.Металлиди, игры на металлофонах и ксилофонах, игры на немой клавиатуре, происходит это знакомство. И постоянный остинатный ритм на ксилофоне
Когда дети знают звукоряд, знают, что нотка соль на пятой ступеньке от нотки до, это ускоряет работу при разучивании более сложных музыкальный произведений.
Видео. Песня «Каждый звук имеет свое имя» Ж.Металлиди
Музыкально-игровая деятельность
Музыкально – ритмическая игра - одна из разновидностей детских игр. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально-ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения.
Музыкально-ритмические игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности.
Игра «Эхо», про которую я уже говорила, когда речь шла о творчестве.
Карл Орф особенно выделял эту игру для развития чувства ритма. В ней ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. Я тоже люблю использовать в своей работе эту игру.
Игры с именами, приветственные игры
«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, а также внимания, способности к импровизации и т.д.
Вот некоторые из них.
* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)
* «Назови и прохлопай своё имя ласково»
* «Угадай своё имя по хлопкам».
* «Назови и прохлопай имя своего друга»
* «Придумай ритмичные движения к своему имени»
Игры со звучащими жестами.
Дети играют на инструментах, которые у нас всегда с собой.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Игры и игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.
Музыкально – дидактические игры.
Немаловажную роль при развитии ритмического слуха имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку и определять длительности звуков, ритмические рисунки. Музыкально-дидактические игры можно использовать как самостоятельный вид деятельности, в процессе которого мы уделяем внимание развитию чувства ритма у детей, а можно включать их в другие виды музыкальной деятельности с целью вспомогательного средства для усвоения определенного ритмического рисунка. Например, для освоения ритма разучиваемой песни, или для игры на музыкальных инструментах.
«Ритмическое лото»
«Узнай песню по ритму»
«Ритмослов»
«Веселые матрешки»
«Определи по ритму»
Игры с музыкальными инструментами.
В этих играх дети должны хорошо чувствовать метрическую пульсацию и передавать ее в движении, используя музыкальные инструменты. И, конечно, они должны владеть приемами исполнения на данном инструменте.
Вот некоторые из них:
- «Кто скорее» Л.Шварца
- «Игра с бубнами» М.Карасева
- «Что сказал барабан»
- «Веселые музыканты»
- «Оркестр» и т.п
Общая цель музыкально – ритмических игр:
- обострить ритмический слух;
- подвести детей к воспроизведению ритмического рисунка;
- легко и незаметно для детей, опираясь на игру, развивать у них метроритм.
Процесс систематического включения в систему занятий музыкально – ритмических игр способствовал развитию музыкально –ритмического восприятия. Игровая форма помогала ребёнку правильно выполнять ритмический рисунок.
Из опыта работы я создала картотеку музыкальных игр игровых упражнений, помогающих в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.
Я хочу предложить «Игру с музыкальными инструментами».
Видео «Игра с музыкальными инструментами»
Моделирование ритма
Я не могу не рассказать о методе моделирования, который я использую в различных видах музыкальной деятельности по развитию чувства ритма.
Метод моделирования элементов музыкального языка не нов сам по себе. Ритм в музыкально - педагогической практике моделируют давно. Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для этого использовалась графическая фиксация ритма.
Вначале целесообразно предложить им рисовать пиктограммы.
Музыка снежинок может быть зарисована так, как видит это ребенок. Хорошо, если дети озвучат свою запись ритмослогами, а затем сыграют на детских музыкальных инструментах.
Знаки для фиксации ритмов могут быть разными: простыми и очень затейливыми.
Подобное простейшее моделирование через закрепление в памяти знакомого зрительного образа очень помогает детям в развитии чувства ритма.
Используемая литература.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 –ФЗ (посл.ред.)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
Баренбойм Л.А «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа», Ленинград, Музыка, 1970.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М., Просвещение, 1981
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» М., Наука, 2003
Радынова О.П., Комиссарова А.Н. «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста», Дубна, Фекикс+, 2014
Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа.», М, Астрель, 2005