Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства ритма у старших дошкольников»
Развитие чувства ритма у старших дошкольников
Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. - Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: Это зверь. - Потирать ладоши
и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг! -3 щелчка в воздухе
И на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей, воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
- Берегись, крадется кошка! –Походить на месте, показывая руками «коготки»
- Подразню ее немножко,- Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
Игра «Шаг и бег».
Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.
«Ритмическое эхо».
Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.
«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.
Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» - удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.
Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение «Колобок»
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. - Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. - Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
- Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»
- Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм»помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.