kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством фотографий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей и может быть эффективным средством в развитии способностей ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством фотографий»

Краснящих Александр Игоревич, студент

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Педагогический

институт, Кафедра начального, дошкольного образования и социального управления,

Образовательный менеджмент, г. Великий Новгород

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИЙ

В период старшего дошкольного возраста дети сталкиваются с важными изменениями, в том числе с переходом из коллектива детского сада в класс школы. Этот этап означает не только адаптацию к новому окружению, но и необходимость развития ключевых навыков, таких как умение вести диалог, отвечать на вопросы, структурировать мысли и выражать их на родном языке.

Проблема развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста представляет собой актуальное исследовательское направление, обусловленное не только переходом детей из детского сада в школу, но и низким уровнем речевого развития, с чем связан ряд существенных проблем.

Исследование Т.В. Лебедевой, проведенное в 2020 году, подтверждает тревожную тенденцию. Более 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, не завершили дограмматический период усвоения языка. Дополнительно, у 60% современных дошкольников выявлены проблемы в овладении родным языком и правильности речевых высказываний. Более 50% детей дошкольного возраста входят в группу риска с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. Это указывает на стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений [4].

Диалогическая речь – это форма речевого общения, в которой чередуется говорение и слушание между двумя или несколькими собеседниками.

Согласно Т.В. Базжиной, диалогическая речь у младших дошкольников развивается через вербально-предметные и предметно-действенные диалоги, в которых ребенок учится отвечать на вопросы взрослых с помощью жестов и простых словесных команд [2].

В возрасте 5-6 лет формирование диалогической речи происходит в процессе игр со сверстниками или с игрушками. Дети «сами проявляют инициативу в диалоге с взрослым и сверстниками. В ходе игры с куклами сами предлагают о себе что-либо рассказать кукле-«собеседнику» об увиденном, услышанном, активнее используют в диалоге речевые клише (приветствия, прощания, поздравления, просьбы, отказа и т.д.) [5].

Дети 6-7 лет уже достаточно хорошо владеют умениями диалогической речи: вступают в диалог, поддерживают его на протяжении длительного времени, умеют отвечать на вопросы и задавать их. Сформулированные ребенком 6-ти лет вопросы таковы, что они «требуют развернутого ответа с новой информацией. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети способны договориться, придумать правила игры, решать конфликтные ситуации и т.д.» Одновременно с овладением умениями диалогической речи совершенствуется и ее выразительность, что положительно влияет на результативность диалогов детей. В 6-7 лет многие дети используют в диалогической речи «целый комплекс средств интонационной выразительности (мелодику, темп, тембр, ритм, логическое ударение и паузы). В диалогической речи в этот возрастной период оптимально используются невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами» [5].

Итак, А.В. Чулкова показала, что диалогическая речь у дошкольников формируется постепенно в процессе общения с окружающими людьми и в игровой деятельности. По результатам исследований А.В. Чулковой, вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно.

Одним из наиболее доступных средств развития диалогической речи детей является рассказывание по иллюстрациям. Роль иллюстраций в развитии связной речи детей была отмечена многими педагогами и психологами, в том числе М.М. Кониной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, С.Л. Рубинштейном, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной [3].

Одним из видов иллюстрации является фотография, однако, ее использование в развитии диалогической речи дошкольников не имеет широкого распространения на сегодняшний день, хотя перспективы работы в данном направлении определенно есть. Поскольку восприятие детей носит еще предметный характер, а ведущей деятельностью является игра - работа с фотографией может стать эффективным средством развития, поскольку сама по себе фотография изображает некие предметы, фиксирует их содержание для ребенка, а работу с фотографией, например, как иллюстрацией, можно облачить в игровую форму и комбинировать с любой другой образовательной деятельностью. Давайте рассмотрим некоторые возможности работы с фотографией в формировании связной диалогической речи.

Фотография — это технологически посредническая форма искусства и метод документирования, который захватывает и интерпретирует реальность через объектив камеры. Она служит инструментом коммуникации, и художественного выражения, отражающим как намерения фотографа, так и интерпретацию зрителя.

У фотографии существует множество функций, которые определяются сферой ее использования.

  1. Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, – как положительных, так и отрицательных.

  2. Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле – быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

  3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем – прежде всего зрения, тактильной чувствительности. Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно взаимодействует с миром, в том числе и людьми, если речь идет о портретной съемке.

  4. Объективирующая функция несколько связана с фокусирующей функцией. Она заключается в способности фотографии делать видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или в поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении.

  5. Отражающая функция отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разные временные ситуации.

  6. Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.

  7. Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь ребенку увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных, так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них [1].

Необходимо помнить, что для ребенка фотоаппарат – это игрушка. И как бы серьезно ни относился ребенок к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра. Перед тем как дети сделают свой первый снимок, есть смысл провести занятия и показать детям, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Показать основные части фотоаппарата и объяснить их назначение.

Техники, игры и упражнения разделены на несколько групп, в зависимости от их основного назначения. Следует, однако, учесть, что многие из них могут применяться с разными целями, поскольку оказывают многостороннее положительное воздействие и связаны с проявлением разных психологических функций фотографии.

  1. Группа А («развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики»), сюда входят техники и упражнения, которые способствуют развитию этих процессов.

  2. Группа Б – «Общие темы» – содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также их выражению посредством диалога.

  3. Группа В – «Восприятие себя», – здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир.

  4. Группа Г содержит техники и упражнения для парной работы.

  5. Группа Д, включены техники для совместной работы участников (например, для всей семьи), позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г.

  6. Группа Е включает техники, игры и упражнения, сочетающие фотографию с иными формами творческого самовыражения: сценическим искусством, движением и танцем и др.

Рассмотрим несколько примеров упражнений, которые могут применяться в работе со старшими дошкольниками. Для развития диалогической речи в большей степени подойдут именно групповые упражнения по работе с фотографиями, поэтому для примера мы рассмотрим именно их.

Упражнение «фотодиалог»

Форма работы: групповая.

Цель: развитие навыков диалогической речи, стимуляция креативности и активное участие в создании фотографических сцен.

Материалы: фотоаппараты или смартфоны с камерами, различные реквизиты для создания сцен.

Описание упражнения:

Введение и объяснение задания: Воспитатель объясняет детям, что они будут участвовать в создании фотографий, которые изображают различные диалоговые ситуации. Цель — не только запечатлеть момент общения, но и продумать, что могли бы обсуждать персонажи на фотографии.

Планирование сцены: Дети делятся на маленькие группы и выбирают тему для своей фотографии. Темы могут включать повседневные ситуации, такие как игра в магазин, посещение врача, школьный урок или праздничное событие. Каждая группа обсуждает, кто какую роль возьмет и что будут обсуждать их персонажи.

Создание и фотографирование сцены: Дети используют реквизиты и организуют пространство для фотосессии. Они помогают друг другу взять на себя роли персонажей и фотографируют несколько кадров, пытаясь передать эмоции и контекст предполагаемого диалога.

Обсуждение и описание фотографий: после того как фотографии сделаны, каждая группа рассматривает фотографии других групп. Дети описывают, что происходит на их фотографиях, какие диалоги могли бы вести персонажи. Воспитатель помогает детям расширять их описания, добавляя новые слова и фразы, улучшая их способности к диалогической речи.

Упражнение «Фотопослание» (А.И. Копытин).

Форма работы: групповая.

Цель: изучение межличностных взаимодействий в группе, расширение поведенческого репертуара.

Материалы: фото участников. Участники делятся на пары, и каждый делает для своего партнера фотопослание. Для этого он подбирает фотографию, отражающую суть того, что человек хочет передать партнеру. Фото дополняется коллажем, текстом и т. п. Фотопослания должны передавать значимые чувства. Использование данной техники в группе способствует самораскрытию детей и их сближению.

Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей и может быть эффективным средством в развитии способностей ребенка.



Список литературы

  1. Алексеева, А. В. Использование фотографии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста / А. В. Алексеева, Е. В. Винокурова, Р. А. Стрельникова // Педагогика и психология: перспективы развития : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 21 декабря 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 197-201. – EDN WIVBCT.

  2. Базжина, Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 1992. – С. 57-66. Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=78).

  3. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду/ Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2014. - 162 с. С 24-32.

  4. Лебедева, Т. В. Исследование особенностей речи дошкольников : специальность 19.00.10 «Дошкольная педагогика» : Автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Лебедева, Т. В. ; Томский Государственный Университет. — томск, 2020. — 187 c

  5. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2014. – 220 с., с. 105


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краснящих Александр Игоревич

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством фотографий"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_dialogicheskoi_rechi_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_posredstv_1"
    ["file_id"] => string(6) "661821"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1734277645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства