Развитие и совершенствование конструктивно -технических способностей детей в процессе конструирования из строительного материала
Развитие и совершенствование конструктивно -технических способностей детей в процессе конструирования из строительного материала
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления об объекте в результате непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек, вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или постройки. Дети познают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие и совершенствование конструктивно -технических способностей детей в процессе конструирования из строительного материала»
Тарасюк Светлана Константиновна
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть – Каменогорска
мини-центр «Солнышко»
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО -ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Для продуктивной работы в области техники у детей должен быть воспитан интерес в технике, развиты любознательность, настойчивость в поиске, упорство, активность мысли.
Интерес к технике часто пропадает, если ребенок берется за создание поделок, но не умеет решать технические задачи. При отсутствии таких умений, работа над созданием технических поделок малоуспешна, а повторяющийся успех окрыляет ребенка.
Значит, чтобы решать технические задачи, надо развить у детей технические способности. Технические способности – это хорошая техническая наблюдательность, развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к решению практической задачи, в способности учитывать свойства и возможности материалов, деталей, форм, в умении планировать конструктивные операции, в умении вносить дополнения, новизну в решение технических задачи.
Техническое мышление предполагает развитие пространственного воображения, которое проявляется в умении читать чертеж, изображать в чертеже детали, видеть весь механизм, представленный на чертеже.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления об объекте в результате непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек, вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или постройки. Дети познают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), но и разбирать образец на детали, видоизменять объект по заданным условиям, получая новый объект, осуществляя операции анализа и синтеза.
В исследованиях В.Г.Нечаевой, З.В.Лиштван показано, что конструктивная деятельность развивается в том случае, когда у детей имеется ясные представления об окружающей действительности, в которых четко отображены пространственные признаки предметов, их взаимоотношения.
Д.Б. Эльконин утверждал, что развитие конструктивной деятельности может произойти только в результате системы занятий, которые позволяют научить ребенка быть наблюдательным, мысленно расчленять целое на части, выделять отдельные части из целого, представлять первоначальный вид конструкции, различать основные геометрические фигуры, ориентироваться на плоскости.
В детском саду систематически используем два типа конструирования:
техническое (конструирование из строительного материала,
деталей конструктора, крупногабаритных модулей);
художественное.
Моя исследовательская работа «Развитие и совершенствование конструктивно-технических способностей детей» построена на формировании умений конструирования из строительного материала.Строительный материал наиболее простой, удобный и интересный потому, что дети, создавая постройки, играют с ними.
Проведя диагностику по следующим критериям:
различение и называние деталей строительного материала (кубик, цилиндр, пластина, брусок и призма);
конструирование по образцу (устойчивость, величина, форма);
анализ постройки;
графическое изображение строительных деталей;
преобразование постройки в длину, высоту, ширину - увидела,
что низкий уровень (различают строительные детали с помощью взрослого, умеют располагать детали горизонтально и вертикально, соединяют кирпичики, выстраивают их в длину, обыгрывают свои постройки) имеют 55% детей;
средний уровень (имеют представления о создаваемых конструкциях, имеют представления о деталях строительного материала (кубик, цилиндр, пластина, брусок, призма), о некоторых их конструктивных свойствах, анализируют постройки с помощью взрослых, планируют работу вместе со взрослыми, используют некоторые известные ребенку виды конструирования по подсказке взрослого) – 29%; высокий уровень( различают детали строительного материала, имеют представления о некоторых конструктивных свойствах деталей: устойчивость, форма и величина, анализируют постройки, выделяют их части, пространственное расположение, самостоятельно преобразовывают постройки в длину, высоту, ширину, планируют свою работу с помощью взрослого) – 16%.
Полученные результаты послужили основанием для систематической, поэтапной работы с детьми по формированию умений, навыков в конструктивной деятельности.
Конструирование по образцу (младший, средний и старший возраст), которое включает рассматривание объекта в целом, определение его назначения, выделение основных частей, установление пространственного расположения, выделение основных строительных деталей, установление пространственного расположения строительных деталей - позволило научить детей целенаправленно рассматривать предметы, конструкции, анализировать их, планировать и использовать практические приемы в конструировании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности, поэтому важно, чтобы дети умели выделять и называть детали не разобранной, а собранной постройки, могли рассказать о том, как предполагают ее изготовить, использовать.
К конструированию по заданным условиям (средний, старший дошкольный возраст) детей нужно подготовить:
ребенок должен иметь достаточно отчетливые представления о качестве того объекта, который ему предстоит конструировать;
у ребенка должны быть сформированы практические умения, которые он будет использовать в работе.
Практика показывает, что имеет смысл соединять конструирование по образцу и по условиям. Это связано с тем, что самостоятельная разработка конструкции детям не всегда доступна, однако, всегда возможно включить задачи на изменение или дополнение образца, в соответствии с определенными требованиями. Главное в подобных заданиях, чтобы дети понимали смысл вносимых в изделие изменений и улучшений.
К концу старшей группы дети не только читают чертежи построек, но и рисуют схемы построек, состоящие из двух-трех деталей, а в подготовительной - из трех-четырех.
Конструирование по модели (старший и подготовительный возраст). Модель, как и образец, является для детей ориентиром для работы. Однако, в отличие от образца, она не дает такого наглядного и подробного представления об устройстве постройки, а предполагает, что ребенок должен выявить его самостоятельно, путем мысленного анализа, определить место и положение каждого из элементов в общей конструкции. Конструирование по модели требует хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять, ориентируясь только на внешние особенности общей формы. Работая по модели, ребенок не только внимательно рассматривает, производит анализ видимого, но и мысленно вникает в невидимое, то есть, внутрь самой модели!
Обучая конструированию по замыслу (старший и подготовительный возраст) необходимо научить ребенка самостоятельно решать: что и как он будет конструировать, создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. В данном виде конструирования у детей закрепляются полученные знания и конструктивные навыки, развивается творчество, самостоятельность, организованность
Форма конструирования «По теме» близка по своему характеру конструированию по замыслу и способна расширить кругозор ребенка, помочь в освоении особенностей окружающего мира.
Все виды конструктивной деятельности дошкольника способствуют развитию познавательных и творческих способностей детей, формированию основ учебной деятельности. Развитие конструктивных навыков тесно связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, что делает крайне значимым занятия конструированием для всего психического развития ребенка. Результаты практической деятельности показывают, что конструирование является одним из ведущих видов детской продуктивной деятельности и имеет огромное значение для развития детей.
ЛИТЕРАТУРА:
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду – М.: Просвещение, 1990.
Лиштван З.В. Конструирование – М.: Просвещение, 1981.
Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.-Л.: Изд-воАПН РСФСР, 1948. С. 34-64.
Мухина В.С. Детская психология – М.: Апрель пресс, Эксмо-пресс, 1999.
Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника - М.: Педагогика, 1977.
Программа «Развитие» под ред.Л.А.Венгера.
Способности ваших детей /Сост. Н. П. Линькова и Е. А. Шумилин. М.: Просвещение, 1969.