Осуществление всех высших духовных пофебностей человека (познание, самовыражение, безопасность, самоопределение, самоактуализация) - это стремление к развитию, самоусовершенствованию. Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт, а социальный комфорт в обшестве будет только в случае удовлетворения пофебности людей в своём родном языке и культуре.
В условиях современной жизни возрастает роль языка как средства накопления, хранения, переработки и пере-дачи информации. Одновременно с этим возрастает роль личностного фактора в обществе. Поэтому владение языком рассмафивается как важнейший компонент личности.
Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона пофебностей ребёнка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребңости детей игнори-руются. Эмпирически обосновано, что очень важно учитывать, чтобы каждый человек испытывал пофебность в своей национальной культуре и языке, стремился овладеть ими и имел желание идентифицировать себя со своим народом.
Известно, что язык и культура неразделимы. Именно поэтому в центре внимания в процессе образования и воспитания дошкольников должно быть обучение языкам и знакомство с родной культурой и культурой других народов.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является «духовное развитие народов Казахстана, которое предусматривает поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов».
В настоящее время болылое внимание стало уделяться воспитанию на народных фадициях, распросфанению идей этнопедагогики, приобшению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и историчес-кого народного опыта, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представи-телей своего этноса, носителей своей национальной культуры.
Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с четырёхлетнего возраста. Целесообразностъ такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребёнка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, более быстрым и лёгким, чем на последующих ступенях, усвоением умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и ряд психологических особенностей, присущих детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память.
Главное в работе не накопление детьми большого объёма информации о памятниках истории, искусства, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит, Родину, воспитание не стороннего наблюдателя, а активного гражданина Отечества. Ведь всё начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощушения себя частью окружающего мира. Таким образом, приоритетными направлениями в нравственно-духовном развитии дошкольников являются:
Формирование нравственных отношений между детьми, социальных чувств и самостоятельности посредством участия детей в традиционных казахских обрядах, праздниках, играх.
Развитие художественно-творческих способностей у детей через знакомство с произведениями малых фольклорных форм: потешками, песенками, загадками.
Почти все занятия носят комплексный характер: дети могут смофеть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать разнообразные орнаменты, читать стихи, играть в дидактические игры и т.д. В учебно-игровой, музыкаль-ной, теафализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления.
Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему их миру, к своему внуфеннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложе-ние детям правил этикета и приобщение через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребёнку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родителям, родственникам, окружающим людям, а в целом для воспитания любви к своей Родине, т. е. патриотических чувств.