Развитие интеллектуальных способностей детей в детском саду
Развитие интеллектуальных способностей детей в детском саду
Для развития интеллектуальных способностей детей используются различные виды игр : математические, дидактические, конструирование, логические игры и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей детей в детском саду»
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:
Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
Игры с блоками Дьенеша.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Данные игры у детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать на основе развития основных умственных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.
Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.
Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.
Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
Активизация умственной деятельности детей.
Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
Формирование основ творческого мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативных навыков.
Повышение интереса детей к математике.
Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
Создание предметно-развивающей среды.
Систематизация игр в планировании.
Уровень сенсорного развития дошкольников.
Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
Характер мотивации.
Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества с детьми).
Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.