kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»

Областное казённое общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска











Доклад

на заседании методического объединения учителей начальных классов на тему:

«Игровые приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»


Учитель начальных классов – Должикова

Нелли Викторовна











Курск - 2018

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

I. Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

II. Игровая деятельность – как средство формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.

III. Система игр на развитие коммуникативных навыков.

1.1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.

1.2. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать.

1.3. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.

1.4. Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

Заключение

Литература

















ВВЕДЕНИЕ


Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.


I.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.


При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)

Процесс овладения коммуникативными навыками детьми с ТМНР является долгим и требует влияния со стороны педагога. Учитель имеет возможность работать в этом направлении как на уроках так и вне урока, на индивидуальных и групповых занятиях.

Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся. (для четвероклассников характерны более высокие показатели)

Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению.

Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности, во время внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игр.

Этапы работы

  1. Подготовительный этап

Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

Направления:

создание доброжелательных отношений

формирование у учеников эмпатии по отношению друг к другу и учителю;

развитие познавательной деятельности;

развитие понимания речи.

  1. Начальный этап

Цель: накопление и активизация средств коммуникации

Направления:

развитие невербальных средств коммуникации,

развитие языковых средств,

формирование диалогической речи.

  1. Тренировочный этап

Цель: формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения.

 Направления:

создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать непосредственное общение детей;

использование адекватных средств общения.


II. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ФОМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.


При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности.

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи-словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника. Педагог и тьютор на начальном этапе выступает в качестве «кукловода», затем дети начинают проявлять некоторую самостоятельность.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный всплеск стимулирует коммуникативную активность.

Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся. При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: игра «зеркало» - копирование мимики с картинки,

анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на ней героев;

постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (отрывок из сказки, запечатленный в позе, выражении лица),

произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов, движений.

Такие формы как чтение по ролям и драматизация в развернутой форме детям с глубокой умственной отсталостью не доступны.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми . Внимательное заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.











III. СИСТЕМА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.


Среди игр и упражнений предпочтение отдаю сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

3.1 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ

З а да ч и

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• учить обращаться за помощью к взрослому;

•учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
• учить выполнять поручения;

• учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
• учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.

«Танцуй с другом»
Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Всем участникам раздать по одной игрушке. Взрослый предлагает потанцевать вместе с игрушками, так как игрушкам танцевать самим скучно.
Далее, количество игрушек увеличить, и попросить участников своим игрушкам найти друга под музыкальное сопровождение. Затем попросить взять в каждую руку по выбранной игрушке и потанцевать.
Затем попросить участников организовать хоровод из игрушек (сложить их в круг), взять за руки соседей и водить хоровод вместе. 
На последующих этапах, участники, преимущественно дети должны выбрать в качестве друга не игрушку, а другого участника для танца в паре.

«Помоги Маше»

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.

«Подарки»

Цель: формирование потребности в общении.
Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить: 
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.

«Сделай как Я»

Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.
Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

«Обезьянка» 

Описание игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

«Катаем мячик»

Цель: формировать коммуникативные навыки.
Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу

«Рукавички»

Описание игры. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

«Лото»

Оснащение: игровые карточки

Описание игры

Выигрывает тот, кто первым закроет всё игровое поле, кто будет более внимательным, услышит названные слова, скажет «у меня» и правильно наложит рисунок на рисунок.

«Звери на болоте»

Оснащение: дощечки или листы бумаги.

Описание игры

Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых один участник получает шапочку с животным, другой – 2 дощечки.

Педагог говорит:

Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого дощечек больше, помогает своему партнеру выбраться ил болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Оценивается готовность ребенка прийти на помощь своему другу, а также предложенные им варианты спасения.

3.2 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АКТИВНО СЛУШАТЬ

Задачи

• учить выполнять движения по образцу;

• учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;

• учить понимать смысл сообщений.

«Ау!»

Описание игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

«Возьми игрушку»

Описание игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

«Пожалуйста»

Описание игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Кинезеологические игры.

Игры с пальчиками, артикуляционные упражнения, общефизические упражнения под речевое сопровождение.

Например,

Ветер

Ветер дует, задувает,    

  

 Пальму в стороны качает


А под пальмой краб сидит 


 И клешнями шевелит.  

  

 Чайка над водой летает  


И за рыбками ныряет.   

  

Под водой на глубине  

 

Крокодил лежит на дне.                                  


Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу .           основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. 
Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты,  разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.


Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук,

«открываем и закрываем рот» крокодила.


«Угадай, кто это»

Описание игры.

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» (учитель). Он проходит в центр круга и начинает описывать кого –либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

- Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Что случилось?»

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил,

грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,

обиженный пингвин, удивленный филин.

Описание игры

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

Кто это?

Какое у него настроение?

Почему? Что с ним случилось?

Что ты ему посоветуешь?

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

«Что в сундучке?»

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.

3.3 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Задачи.

• учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

 развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;

«Пойми меня»

Описание упражнения.

Участники садятся, образуя круг.

Учитель глядя на определённого ученика, шепотом (только артикуляцией), с помощью пиктограммы или движением сообщает задание (например: подойти к двери, съешь конфету, встань, подмети, вытри с доски, потанцуй…)

Ребенок, выполнивший задание, поощряется фантом. У кого больше фантов, тот объявляется победителем.

«Я бросаю тебе мяч»

Оснащение: мяч.

Описание игры.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

3.4 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СООБЩАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФРМАЦИЮ.

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

  • учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;

•стимулировать голосовые реакции ребенка;
• учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);
• учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;

• формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.

«Закончи предложение»

Описание игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.

«Вежливые слова»

Описание игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Пять имён девочек»

Оснащение: мяч

Описание игры: учитель, подбрасывая мяч вверх произносит фразу «Я знаю пять названий фруктов (домашних животных, цветов, грибов…), бросает ребёнку, который должен назвать одно из названий данной лексической группы, и далее пять раз разным ученикам. Кто замялся, даёт фант. Фанты разыгрываются с каждым обучающимся так-же.

«Магазин»

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети – «покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»

Затем водящий меняется, игра повторяется.

«Игра-драматизация»

Описание игры. Педагог  читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или магнитной доске.

«Не поделили игрушку»

Описание игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.













ЛИТЕРАТУРА:

1.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

3.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.

4.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.

5.Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.

6. Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.

7.Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.

8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.

9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.

10.Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г. 

11.Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 2006г.

12. Сваталова Т.А. Коммуникативная компетентность педагогов дошкольного образования. – Челябинск 2010г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Автор: Дружинина Ирина Павловна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов"
    ["seo_title"] => string(72) "analiz_raboty_po_organizatsii_distantsionnogo_obucheniia_detei_invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "477051"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1535998214"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1340 руб.
2240 руб.
1510 руб.
2520 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства