Просмотр содержимого документа
«Развитие конструктивно-технических умений у детей дошкольного возраста посредством тико-конструирования»
Конструирование в ФГОС дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Педагогическая целесообразность использования технологии ТИКО – конструирование обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Задачи использования ТИКО - конструирования:
1. Развитие высших психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
2. Активизация работы левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объемных фигур.
3. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
4. Развитие у дошкольников мотивационной сферы, интереса к исследовательской деятельности и моделированию.
Большинство детей очень любят конструировать, конструктор – это вещь, которая должна быть доступна каждому ребенку.
Конструкторы ТИКО можно использовать с детьми в различных формах организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной);
− в совместной деятельности педагога и дошкольников (фронтальной или подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:
- как составная часть занятия;
- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
-при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
− при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
Образовательная деятельность с конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1. Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают фигуры по собственным проектам.
Использование технологии ТИКО – конструирование в работе с дошкольниками открывает для них новый мир технического знания. На начальных этапах дети учатся конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже конструируют по схеме, на слух. Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать плоскостную и объемную тематическую конструкцию.
Конструктор ТИКО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
создание развивающей среды;
организация развивающих занятий;
реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение
в строительном уголке можно строить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Работу с родителями организовала таким образом :
1. Беседы с родителями «Как ТИКО - конструирование влияет на развитие ребёнка»
2. Консультации для родителей «Значение ТИКО-конструирования в развитии детей в ДОУ»; «ТИКО-конструирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
3. Памятка для родителей «Играем в ТИКО дома»
4. Фотовыставка «Мы играем в ТИКО»
Работу с коллегами организовала по следующим направлениям.
1. Консультации
2. Индивидуальные беседы.
3. Мастер – класс для коллег «Использование ТИКО-конструирования в образовательной работе с дошкольниками»
4. Доклад на педагогическом совете из опыта работы на тему «ТИКО-конструирования как средство развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста»
5. Показали открытые занятия на ресурсном центре с использованием ТИКО-конструирования
Наш детский сад № 28 г. Белгорода принял участие в краткосрочном проекте по тематическому конструированию с использованием ТИКО – конструктора (в период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года). Разработаны конспекты занятий, более 20 алгоритмов и схем построек с использованием ТИКО – конструирования. Разработаны игровые логические задания на развитие конструктивного мышления (логику) с использованием ТИКО конструктора.
На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что поставленные задачи опыта в основном выполнены.
Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Для воспитателей детского сада конструктор ТИКО является великолепным средством, помогающим обеспечить реализацию различных видов деятельности и образовательных областей.
В дальнейшем будет детский сад продолжать использовать ТИКО-технологии с учетом современных требований.