Просмотр содержимого документа
««Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»»
Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»
Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Задачи коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
1. Учить соотносить предметы, действия,признаки с их словесным обозначением:
• понимать обобщающие слова;
•понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
• понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
• понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
• понимать количественные числительные.
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам,родам и падежам:
• дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
• понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
• понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
•понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
1. Cовершенствовать в речидетей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
• развивать способность общаться со взрослыми;
• расширять представления о предметах ближайшего окружения;
2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
• продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам,родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
• активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
• продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
• развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
• развивать умения дополнять предложения недостающими словами.