kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, ког­да в психике ребенка появляются принципиально новые образо­вания. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлени­ях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности»

Развитие личности


Подготовила: Сингилеева О.А.

Воспитатель МДОУ «Д/с № 99» г. Саранск


Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, ког­да в психике ребенка появляются принципиально новые образо­вания. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлени­ях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Появление произвольности – решающее изменение в дея­тельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собствен­ным поведением.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его об­раз Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеют­ся. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имею­щихся качеств, начинают появляться представления о желатель­ных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, филь­ма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть его роль, а имен­но воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изу­чаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание пало- чек и букв может представлять для детей особый интерес. Суще­ственным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепен­но приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совмес­тная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по­-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее по­рождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо свер­стник не способен ни понять личные проблемы и интересы дру­гого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое со­чувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают пере ходить к совместной игре и к эпизоди­ческому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достига­ет, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимо­пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет по­делиться с окружающими. Развитие произвольности, а также об­щее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществ­лять совместную игру.

Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изме­нениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимо­отношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жиз­ни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происхо­дит разделение детей на более заметных и популярных, пользу­ющихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозамет­ных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодей­ствие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать под­чиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская. – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весь­ма разнообразными.

К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив дея­тельности. Это обеспечивает интерес и положительное отноше­ние ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее чис- ло новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40-70 минут) дли­тельность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие личности

Автор: Сингилеева Ольга Анатольевна

Дата: 06.09.2019

Номер свидетельства: 519156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям. "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-ustoichivogho-razvitiia-lichnosti-k-antisotsial-nym-proiavlieniiam"
    ["file_id"] => string(6) "158726"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Направленной на развитие личности."
    ["seo_title"] => string(36) "napravliennoi_na_razvitiie_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "376580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483893255"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Влияние изучения иностранных языков как фактора развития личности  человека "
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-izuchieniia-inostrannykh-iazykov-kak-faktora-razvitiia-lichnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "170561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423570736"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»"
    ["seo_title"] => string(125) "dokladdliaobshchieshkolnoghoroditielskoghosobraniianatiemurolizobrazitielnoghoiskusstvavrazvitiilichnostiobuchaiushchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "293635"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455524257"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства