Просмотр содержимого документа
«"Развитие личности ребенка через приобщение его к духовным ценностям посредством художественной и театрализованной деятельности."»
Слайд №1
Развитие личности ребенка через приобщение его к духовнымценностям посредством художественной и театрализованной деятельности.
В настоящее время, в период переосмысления нашего общества, с особой остротой встаёт извечная проблема духовного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством художественной и театрализованной деятельности. Именно через перечисленные виды деятельностипроще всего познакомить детей -дошкольного возраста с духовными ценностями русского народа.
Слайд №2
1.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд №3
Цель: Художественного творчества:
Развивать творческую активность и эстетический вкус;
Знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;
Показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи:
Слайд №4
Знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;
Изучить характерные особенности каждого промысла;
Слайд №5
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
Слайд №6
воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;
Формировать у детей и духовный патриотизм.
Ожидаемый результат: Слайд №7
Дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи,
изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;
Слайд №8
У них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
Слайд №9
Гордость за свой народ, свою культуру.
Слайд №10
В работе над данной темой, выявились следующие направления:
Знакомство с истоками русской народной культуры;
Изучение семейных ценностей;
Приобщение к праздничной культуре;
Знакомство с творчеством русских художников.
Слайд №11
1-ое направление. ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ включает в себя:
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ФОЛЬКЛОР
ПРАЗДНИКИ
Значимость народного декоративно–прикладного искусства нельзя не до оценивать. Оно имеет огромное значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников и несет в себе большой духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Слайд №12
На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Слайд №13
Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны и понятны для детей. Слайд №14
Следующее направление: Семейные ценности:
Целью семейных ценностей является: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Основные задачи: Слайд №15
• Формировать у детей представление о семье.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Слайд №16
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Ожидаемые конечные результаты: Слайд №17
• Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной деятельности
• Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
• Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи
• Гармонизация детско-родительских отношений.
Слайд №18
Направление: Приобщение к праздничной культуре, включает в себя государственные праздники которые влияют на
становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям. И это актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
Цели: Слайд №19
Расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
Развитие художественно-эстетического восприятия;
Формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; Слайд №20
Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главные задачи:
Развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной Деятельности, рассматривании произведений искусства;
Учить понимать художественный образ произведения;
Формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
Воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Слайд №21
Следующим направлением является: Знакомство с творчеством русских художников.
Цель направления:
Помочь ребёнку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребёнка к красоте, воспитание способностей воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
Содержание работы:
Беседы об изобразительном искусстве;
Знакомство с художниками;
Чтение сказок о художниках;
Слайд №22
Музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников.
Слайд №23
2.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театр – благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и духовно-нравственное воспитание. В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованной деятельности отводится определенное место. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками.
Слайд №24
Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите человека. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Новизна заключается в том, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста реализуется с помощью педагогического потенциала театрализованной деятельности; игр, упражнений и техник театрализованной деятельности, используемых на занятиях и в повседневном воспитательно - образовательном процессе, в котором активное участие принимают и родители. Работа с детьми осуществляется как воспитателем в группе, так и музыкальным руководителем. Использование театрализованных игр в целях духовно-нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий: создание предметно-игровой среды; подбор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр; включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных - нравственных ценностей, повышению нравственной культуры воспитанников; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества с семьей.
Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся». Нашим большим достижением является привлечение родителей к участию в театрализованных представлениях.
Слайд №25
Родители оказывают помощь при изготовлении костюмов, атрибутов, декораций, разучивают текст со своим ребенком.
Слайд №26
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость, помогает понять чувства других, пробуждает способность сопереживать). Такие виды деятельности, где дети перевоплощаются в сказочных героев или помогают им, делают их добрее.
Развивают отзывчивость, учат тому, как следует относиться к этому миру, другим людям, самому себе на основе норм ценностей культуры.
Помимо развития всех компонентов речи, творческих способностей организованности, театральная деятельность воспитывает у детей духовно-нравственные чувства, формирует человечность – волноваться чужим несчастьем, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою.
Слайд №27
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнив ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут даль нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание, милосердие, помощь.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.